Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Серьезные игры со стилем

29 марта, 2007 - 19:11

Новый труд автора известной книги «Украинское театральное возрождение», доктора философских наук, кандидата искусствоведения Наталии Чечель — монография «Повертаючи стиль» (Киев, ПАРАПАН) рассматривает важный аспект философии, культурологии и гуманистики.

В желании «возвратить стиль...» автор делает «философско-антропологический дискурс украинской зрелищной и драматургической культуры от начала до ХVШ в.».

Свою основную задачу в этой фундаментальной работе Н. Чечель очертила как несогласие с бытующей идеей определения развития украинской зрелищной и драматургической культуры, как «наследуемо-фрагментарной модели». На основе своих исследований Чечель впервые предлагает концепцию органичности и протяженности украинской культуры. Новаторским методологическим подходом автор способствует возвращению украинской культуры в европейский контекст, выявляет и утверждает жизнеспособность украинского игрового полистилизма.

Чутье исследователя привело Н. Чечель к мысли, что Украину и украинскую культуру должно возвращать, а не определять ее поступательное движение и историческое развитие термином «вхождение» в общеевропейский контекст. Поэтому соответствующе звучит и название книги: «Stilum verte», что в переводе с латыни означает «возвращать стиль».

— Я стремилась осмыслить логику формирования национального стиля и разработать концепцию органичности и длительности украинской зрелищной и драматургической культуры, которую я выработала на основе собственной идеи игрового полистилизма, — пишет Чечель. — Принятая в отечественной театроведческой науке наследовательно-фрагментарная модель ее развития создает в современных условиях проблемную научно-методологическую и общественно-политическую ситуацию и не отвечает установкам современной культурологической мысли, которая рассматривает украинскую культуру как целостную систему.

Монография «Повертаючи стиль», словно пьеса состоит из 4-х действий- разделов — «В терминах философии», «Древняя Русь», «Давняя Украина», «Казацкая Украина». В изысканной манере научного и одновременно художественного изложения темы, Наталья Чечель открывая занавес своей монографии-пьесы, проводит комплексный анализ категории стиля как структуроорганизующей философско-антропологической универсальной категории. Обращаясь к этим основополагающим культурно-просветительским установкам, в тексте явственно прослеживается момент восприятия человека как философско-теоретической категории, как культурно-художественного образа, как жизненно-бытового мира.

Чтобы погружаться в понимание и входить в резонанс с текстом Н. Чечель, безусловно, надо иметь определенную подготовку в области философии, культурологи, этики, эстетики, искусствознания. Но даже и не специалист в этих областях знаний заинтересуется ее моделями восприятия мира, удивится философским умозаключениям относительно изобретенной собственной картины мирозданья. Для того чтобы проникнуться этой картиной, а пуще того, захотеть на основании прочитанного, создать и свою, необходима заинтересованность читателя к предмету и его неравнодушие к осознанию своей национальной идентификации. Именно ради поднятия уровня самосознания украинцев, ради понимания важности моментов жизнеутверждения и объединения нации и писала свою работу Наталия Чечель. Ее научно-теоретические выводы опираются на концентрированные умозаключения известных ученых, философов с мировыми именами, писателей, исторических личностей и наших современников. Богатый фактаж определений, терминов играют роль своеобразной мини-энциклопедии, содержание которой будет служить, кроме всего, образованию читателя.

Но антракт закончился. Действие второе — «Древняя Русь». Здесь автор останавливается на рассмотрении доминанты зрелищности и драматургичности культуры дохристианских времен и времен Киевской Руси. Впервые Чечель обращается к предмету праукраинского древнего народно-обрядового театра. В истоках христианского средневекового театра, в представлениях творчества скоморохов, автор видит явления самодостаточного полисемантического древнего театра («обряд-игра»).

— Я приверженец теории синтетичности и полистилизма украинского менталитета, которая основана на монтажном горизонтально- вертикальном типе мышления украинского народа, присущего для пограничья долины и горы, кочевого и оседлого образа жизни, — пишет Н. Чечель.

Очередное поднятие воображаемого занавеса и третье действие монографии — «Древняя Украина». Следуя временному продвижению, здесь рассмотрены горизонты украинской зрелищности и драматургической культуры в системе художественных особенностей европейского средневековья и Возрождения. Автор доказывает созвучие этих особенностей с площадно-мистериальной стилистикой украинского театра того времени. Народная драма в Украине, продолжающая свое существование как «обряд-игра», кладет начало такому понятию, как «игра-спектакль».

IV завершающее действие монографии называется «Казацкая Украина». Понятно, что в этом разделе в центре внимания автора — украинская зрелищная культура времен казачества. Она рассматривается в контексте европейского барокко и рококо, с присущим ей универсальным полистилизмом, в духе запорожской вольной стихии. В феномен казацкого «тотального театра» автор помещает все составляющие «обряда-игры», трансформированные во времени и существующие в различных социокультурных средах.

Оригинальность теоретической концепции игрового полистилизма, созданной Наталией Чечель на конкретном историческом материале состоит в том, что выкладки фундаментальной монографии «Повертаючи стиль» дают возможность убедиться в органичности развития украинской культуры от истоков человечества. Автор предлагает не придерживаться, в частности, мысли о рождении профессионального украинского театра, датированного ХIХ веком — «...то есть 1818 годом, как моментом организации полтавской антрепризы Котляревского и Щепкина, и 1882 годом — годом показа «Наталки Полтавки» труппой Кропивницкого в Елисаветграде». Чечель убедительно доказывает значительно более ранее возникновение украинского театра, прочно вписанного в рамки больших европейских стилей и соответственно европейской культуры. При этом, она отмечает преемственность и важность взаимосвязи традиций и современных тенденций искусства.

О теоретическом и практическом значении результатов своего исследования, Наталья Чечель сказала: «Оно заключается в новой стилецентристской концепции развития украинской зрелищной и драматургической культуры как целостной интегрированной системе, которая может стать основой для углубленного изучения современных проблем культурологии и способствовать возвращению украинской культуры в европейский контекст, доказывая общественно-художественную жизнестойкость украинского национального стиля».

Алла ПОДЛУЖНАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ