Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сергей ПАВЛЮК: «Мы должны бороться с неправдой и российской пропагандой»

Херсонский режиссер — о рабочей поездке в Луганск, новом спектакле и своих «шинах» для России
4 августа, 2014 - 16:15

Наша страна учится жить в условиях войны. Эта беда тревожит каждого, хотя страшные вести о погибших украинских воинах в ходе АТО, похищении людей террористами-сепаратистами и российскими наемниками, убитых и раненных на востоке Украины — все это становится будничностью.

Культура (во всех ее проявлениях) возвращает нас к вечным человеческим ценностям и помогает от депрессии, — считает режиссер Херсонского областного академического муздрамтеатра им. Мыколы Кулиша Сергей ПАВЛЮК. Он решился на смелый поступок — недавно посетил Луганский областной академический украинский муздрамтеатр, чтобы с коллегами поставить спектакль «Ніч на полонині» по мотивам одноименной поэмы Александра Олеся. На фоне взрывов и пулеметных очередей, вблизи опорного пункта террористов в Луганской ОГА театралы сделали спектакль с ярко выраженным украинским характером в гуцульском стиле. Как встречали артистов из Херсона, о впечатлении от репетиций и людей, которые остаются жить в зоне АТО, можно ли считать такую рабочую поездку своеобразным героизмом? Об этом «Дню» рассказывает Сергей Павлюк:

— В прошлом году, тоже летом, мы с коллегами ставили в Луганске «Марусю Чурай» Лины Костенко. Работа получилась успешной и, считаю, одной из лучших среди моих постановок. После премьеры договорились встретиться через год, чтобы поставить новый спектакль. Но последние политические события в стране заставили несколько раз пересматривать эти планы. Нас отговаривали от вояжа в Луганск родные, друзья. Мы колебались: какое произведение выбрать. И здесь луганчане предложили «Ніч на полонині». Я подумал — безумные люди! Сейчас ставить гуцульскую тематику! Но решил, что поеду. Тем более, луганские актеры мне понравились, и хотелось с ними еще поработать. Вместе с хореографом херсонского театра Юрием Бусом мы принялись за работу. Спектакль был готов в рекордный срок — через две недели.

— Каковы ваши впечатления от Луганска в условиях войны? И как вас принимали?

— Нас встретили и поселили у актрисы с пророссийскими взглядами. Все время она рассказывала, как украинская армия бомбит город. Она эмоциональная женщина, но мы в конфликт не вступали... Впоследствии выяснилось, что мы живем в нескольких сотнях метров от ОГА, захваченной террористами. Ежедневно ходили мимо нее на работу. В целом сразу почувствовали отсутствие правдивой информации в городе. Люди говорят невероятное глупости, верят слухам, сами их распространяют. Например, показывают обломанный кусок стены на доме — и говорят, что туда попала бомба из украинского самолета. Даже непрофессионалу понятно, что от авиаударов вовсе не такие разрушения! Террористов многие называют «ополченцами». В театре также были конфликты, но мы были приятно удивлены, что большинство людей — за Украину! Даже те, от которых мы ожидали услышать пророссийские настроения, оказались лояльными. Они благодарили за наш приезд. Хотя с некоторыми коллегами возникали и неприятные разговоры, и приходилось их убеждать, что они несут ересь. Знаете, там люди уже привыкли к войне. Город опустел, а те, кто остался, кажется, живут как обычно. Прозвучал взрыв — идут смотреть, фотографировать...

— Давил ли на вас груз расхождения политических взглядов в театре?

— Первое, что я сделал на репетициях — запретил говорить о политике. После работы — пожалуйста. Хотя самому было трудно не обращать на это внимание. Во время репетиций часто раздавались мощные взрывы, сепаратисты-террористы иногда включали сирену (по-видимому, для поддержки панического настроения у людей). Была и смешная ситуация, когда рядом послышался сильный взрыв, как в фильмах, начало падать напряжение. И здесь заходит кто-то и говорит: «Расслабьтесь, это гром, дождь начался»... Работой мы отвлекались от всего, что вокруг. Юра Бус «загонял» актеров гуцульскими танцами на репетициях, то есть на пререкания не было времени. Да и сам материал сложен для логичного поведения актера на сцене.

Я почти на 70% урезал тексты, выстроил свою историю, прибавил много обрядов и танцев... Спектакль немасштабный, мобильный, с минимальными декорациями, но отличается качественной игрой четырех главных актеров. Мы торопились, потому что главные актеры вынуждены были вскоре выехать из города, потому что уже не выдерживали напряженной военной атмосферы. Некоторые брали отпуска за свой счет. Преимущественно — пророссийские актеры, они собственно и ехали в Россию, к родственникам.

— Когда планируется премьера?

— Планируем показать 20—22 октября в Луганске (дай Бог, чтобы к тому времени война прекратилась). Надеюсь, что этот спектакль также можно будет увидеть на следующей «Мельпомене Таврии».

— Можно ли назвать вашу поездку в Луганск смелым поступком?

— Здесь нет никакого героизма. Честно — ехал без страха. Потому что ехал на украинскую землю. Единственное, меня попросили быть «без оселедця і вишиванки», чтобы не дразнить «гусей». «Оселедця» давно нет, а вышиванку не взял. Юра даже просил меня не разговаривать на украинском (с целью нашей безопа сности). Но под конец я уже совсем «обнаглел» и говорил, как хотел. Мы знали, что около ОГА нас могут остановить, потому носили при себе паспорта. А когда захотели сфотографироваться с сепаратистами-террористами, то они нам отказали и полушутя предложили посидеть в... подвале.

— Вас раньше приглашали работать в Россию. В настоящее время поддерживаете связь с российскими театралами?

— Вскоре еду в Ижевск. В прошлом году ставил там «Чайку» А.Чехова, а затем пригласили меня весной ставить «Между небом и землей». Россияне были очень благодарны, и никаких проблем не возникало. Я почувствовал, что проблема не в обычных людях, а в тех, кто ими сегодня руководит. Это проблема людей и власти. Правда, там мне было трудно, потому что волновался за семью, за события на Майдане, но благодарил актеров в Удмуртии, которые меня поддерживали. Мы находили общий язык. Нужно помнить, что Россия — это не только гнусная кабала во главе с В.Путиным...

— На ваш взгляд, как нам пережить страшные военные времена и выйти из них более сильными?

— Я убежден, что каждый должен заниматься своим делом, не вмешиваться в чужое. Военный — надежно служить, защищать народ, художник — поддерживать государство своими произведениями, которые бы объединяли людей, вдохновляли на хорошие поступки. Сегодня это чрезвычайно важно. Мы должны бороться с неправдой и российской пропагандой. Еду к «соседям» показать, что мы достойны уважения. Поставлю шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта», покажу свой взгляд на конфликт двух семей. Скажу так: мы повезем туда свои «шины»...

Иван АНТИПЕНКО, «День», Херсон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ