Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сергей ШОЛОХОВ: «Выбираю кинофестивали по гастрономическому принципу»

15 октября, 1998 - 00:00


Если какой-то товар доступен только вам, то это становится мощным источником позитивных эмоций. А то, что доступно всем, кажется пресным


Признаться, личность Сергея Шолохова — остроумного журналиста и колоритного светского персонажа, в прошлом киноведа и даже кандидата наук, автора одной из самых симпатичных программ в постперестроечном телепространстве России «Тихий дом» интриговала меня давно. Поэтому, встретив его среди членов жюри санкт-петербургского фестиваля «Послание к человеку», я не могла не воспользоваться шансом побеседовать с этим обаятельным господином.

— Вам льстит приглашение участвовать в международном жюри?

— В данном конкретном случае это очень приятно, потому что опровергает известный стереотип «нет пророка в своем отечестве». Конечно, если фильм не вызывает у меня положительных эмоций или полезных мыслей, то я считаю, что потратил время на его просмотр впустую. Свою же работу в жюри воспринимаю как серьезное занятие, поскольку при подготовке своей передачи о фестивалях я руководствуюсь абсолютно противоположным принципом — занимаюсь исключительно тем, что мне интересно.

— И что же вам показалось интересным за последнее время?

— Особых удивлений не было. Разве что «Му-му» Юрия Грымова да последняя картина Александра Балабанова «Про уродов и людей». Иное дело, что для меня существуют художники, которые заставляют обращать на себя внимание независимо от того, хорошие или плохие картины они сняли. Например, мне было интересно смотреть «Джеки Браун» Квентина Тарантино, хотя, возможно, это самый его антитарантиновский фильм. Или, к примеру, провальная картина с участием Джони Деппа «Суета в Лос-Анжелесе».

Самое сильное впечатление последнего времени — «Титаник», работа Леонардо ди Каприо. Я слежу за творчеством этого юноши на протяжении последних шести лет и могу сказать, что он после «Титаника» воспарил к заоблачным вершинам кинематографических небожителей. То, что оттуда он никогда не вернется на землю, ясно как божий день. Я вообще думаю, что Леонардо ди Каприо скоро умрет. Может быть, «протянет» еще лет пять. Но, по-моему, он должен умереть, поскольку женское коллективное бессознательное нашей планеты, которое он завоевал, не позволит ему стареть. Он должен уйти молодым.

— У вас что, был мистический опыт, связанный с Леонардо ди Каприо?

— Да не было у меня никакого мистического опыта. Просто я знаю, что ди Каприо состариться не дадут.

— А каковы ваши кинематографические разочарования?

— Разочарований не было по причине отсутствия очарований. Сейчас даже культовые режиссеры, как, к примеру, Гас вас Сент, норовят попасть в мейнстрим. А предсказуемость — скучна. Взять хотя бы последний фильм того же вас Сента «Умница Вил Хантинг», в отличие от меня, вызвавший энтузиазм у Американской киноакадемии. Схема в нем банальная: герой и общество, с которым он борется. Так и ждешь хеппи-энда, когда, наконец, добро победит зло и гуманные силы общества убедят героя против него не бунтовать, потому что лучше вместе с этим обществом бороться за торжество американской мечты...

— Вы маститый киновед, следовательно, о кино знаете почти все. А не возникало ли желания снять белые перчатки теоретика и выйти самому на съемочную площадку?

— Да, такая идея есть, и, возможно, я даже смогу ее осуществить.

— Ваш прогноз: будет ли кино в ХХI веке?

— Я думаю, что желание смотреть кино не исчезнет. Все-таки оно обладает энергетикой, абсолютно недоступной телевидению. Можете тоже считать это мистикой, но я абсолютно уверен в том, что говорю. Кроме того, я думаю, что, как ни крути, а люди остаются коллективными животными. Если они совместно разделяют какую-то эмоцию, как это происходит на киносеансах, то она утраивается, exciting, как говорят англичане.

Потом не забывайте о понятии «качество жизни». Это тоже присуще человеческой природе. Если какой-то товар доступен только вам, то это становится мощным источником позитивных эмоций. Если вы, к примеру, смотрите фильм на фестивале, в присутствии «звезд», которые снимались в этой картине, то качество события для вас существенно возрастает. Просмотр фильма по телевизору не приносит такого удовольствия, ведь его показывают для всех. А то, что доступно всем, кажется пресным.

— А как вы относитесь к порнографии?

— Абсолютно снисходительно, если она существует в журналах и в Интернете, и однозначно отрицательно, если ее показывают по ТВ. Я был во время перестройки экспертом городского суда по этому вопросу и могу квалифицированно ответить, что, если фильм является художественным, о порнографии в нем вообще некорректно говорить, даже если он содержит предельно откровенные сцены. Нехудожественные фильмы тоже имеют свою шкалу: легкая эротика, хард эротика, легкое порно, хард порно. Если, к примеру, в кадре крупным планом демонстрируются гениталии и никакой цели, кроме их показа или сексуальных действий партнеров режиссер не преследует, это хард порно. Но если просто живописно сняты обнаженные женские тела — то это легкая эротика.

— Я слышала о том, что вы гурман.

— Да, я ценю кулинарные радости и уделяю им очень много времени. Даже иногда выбираю фестивали по гастрономическому принципу: лечу туда, где есть возможность полакомиться вкусными блюдами. В октябре, скажем, неплохо попасть на какой-нибудь фестиваль на побережье Средиземного моря или в Нормандию — можно отведать прекрасных устриц. На кинофестивале в Карловых Варах превосходно готовят утку с яблоками. А еще с этим фестивалем у меня связан трогательный эпизод: на банкете по случаю его закрытия Вацлав Гавел угощал гостей собственноручно — и весьма недурно — испеченными сосисками. Хотя, конечно, отличные сосиски и в Германии. Там же, на Берлинском кинофестивале, обязательно следует отведать гуся. На Каннском же рекомендую попробовать рыбный суп. А саму рыбу лучше всего есть в Турции, на берегу Босфора, там много рыбных ресторанов: вам приносят рыбу, еще живую, выбираете ту, которая приглянется, вам ее тут же и приготовят. Вообще, я думаю, что гастрономические путешествия — это одно из перспективных направлений туризма будущего.

— Но фестивали даже для вас случаются не каждый день. А дома у вас есть любимое блюдо?

— Дома, если не спешу, я готовлю рагу из овощей: баклажаны, помидоры, кабачки, грудиночки немножко, чуть-чуть лимона, перца (мне нравятся желтые). А сверху посыпать зеленым луком.

Беседу вела Аксинья КУРИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ