Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сергей Стадлер в поисках кладов

12 апреля, 2001 - 00:00

Концерты народного артиста России Сергея Стадлера всегда вызывают огромный интерес меломанов. Приятно, что музыкант, несмотря на плотный гастрольный график, все же находит несколько дней и хотя бы раз в год приезжает в нашу столицу. На прошлой неделе Стадлер вновь предстал перед киевской публикой в двух ипостасях: скрипача и дирижера. В цикле Фрица Крейслера «Старинные манускрипты» он играл широко, эмоционально, показав образец высокой салонной музыки, которая звучала удивительно современно (аккомпанировала на фортепиано Юлия Стадлер). Оба вечера в Колонном зале им. Лысенко, где проходили концерты, были аншлаги.

Следует отдать должное маэстро — он очень бережно и интересно интерпретирует произведения. За дирижерским пультом — темпераментен и эпичен. Сергей Валентинович не в первый раз выступает с украинскими музыкантами из Симфонического оркестра Национальной филармонии Украины. По его словам, нынешняя встреча запомнится ему плодотворным сотрудничеством. Ведь они представили на суд зрителей «Фантастическую симфонию» Берлиоза. Произведение сложное, оно требует от музыкантов филигранности исполнения. Автор заложил массу нюансов: тут романтика, фантастика и гротеск. Второй блок программы — арии из опер французских композиторов: Делиба, Массне, Гуно, Равеля, которые исполняла солистка Национальной оперы Украины Ирина Семененко (сопрано).

— Сергей Валентинович, некоторые музыковеды считают, что сегодня в искусстве нет прогресса, а есть накопление опыта и даже сравнивают нынешних композиторов со старьевщиками. Из чего делают вывод: в ближайшем будущем качественно скачка вперед ждать не приходится. Вы поддерживаете подобный пессимистический прогноз или видите тенденции к улучшению?

— Увы, я не вижу, чтобы сегодня в музыке что-то улучшалось в лучшую сторону. К сожалению, современные композиторы, по большому счету, пишут малоинтересные произведения. Хотя, возможно, они не виноваты, так как передают какофонию сегодняшних дней. Ведь в основной своей массе нас обволакивают шум и произведения плохого качества. Произошел разрыв между потребностями слушателей и тем, что им предлагают. Нет оперных и балетных хитов, а то, что сочиняется, идет в разрез с тем, как сегодня живут люди. Классическая музыка бурно не развивается. Надеюсь, что нынешний период скоро закончится и композиторы начнут писать действительно интересные произведения. Активных перемен можно ожидать в освоении звуковых источников. Но не думаю, что компьютерная музыка станет главенствовать. На мой взгляд, это обычный конвейер, когда одним пальцем человек может наиграть или насвистеть мелодию, включить синтезатор и техника делает обработку. Что делать в этой ситуации? Ждать пока композиторов осенит? Но ведь проходит время. Это для музыки, как вида искусства, 400 лет — срок маленький, а для артистов — жизни не хватит. Поэтому многие музыканты берут старые образчики и делают свои интерпретации. Но в этом вопросе важно не переусердствовать, выпячивая свое «я», а быть бережными, подать сочинение так, чтобы оно вызвало интерес у слушателей. Я стараюсь не «заигрывать» популярные произведения, а находить те, которые незаслуженно забыты или мало и редко исполняются. Поверьте, есть столько кладов, что мне играть не переиграть.

— Расскажите о последних постановках Санкт-Петербургского театра оперы и балета им. Римского-Корсакова, которым вы руководите. Каковы ваши гастрольные маршруты и входит ли в них Киев?

— Я отвечу словами дона Базилио — персонажа «Севильского цирюльника»: «Вы мне дайте денег и я все устрою». Последние премьеры нашего театра — оперы «Тоска», «Пиковая дама», балет «Лебединое озеро». На мой взгляд, одной из самых интересных работ коллектива является опера «Троянцы» Берлиоза, которую впервые мы поставили в России. Однако нынче гастролировать крупным коллективам трудно. О планах я не люблю говорить, пока не реализую их в жизнь. В прошлом году много выступал как скрипач. Был в Японии, Сингапуре; несколько раз в Америке, Германии, Франции, Италии и Скандинавских странах. Довольно часто я выступаю в музее «Эрмитаж», где руковожу музыкальной программой. Там показываем отрывки из спектаклей и исполняем камерную музыку. Несколько месяцев тому назад я создал новый оркестр — «Санкт-Петербургские звезды». Он организован по фестивальному принципу, то есть мы собрали самых лучших музыкантов в городе. Уже показали несколько концертных программ в Большом зале Филармонии. Мне очень приятно, что удалось своей идеей увлечь прекрасных музыкантов и я думаю, что это большое событие не только для нашего города.

— В 2003 году ваш родной город Санкт-Петербург будет отмечать 300- летний юбилей. На ваш взгляд, меняется ли город в связи с будущими торжествами? И ощущается ли к нему внимание президента Владимира Путина, который любит подчеркивать, что петербуржец, и даже приезжает на некоторые премьеры?

— Пока никаких изменений в лучшую сторону я не заметил. Многие здания требуют капитально ремонта, дороги, даже в центре, отвратительные. Кругом грязь и запустение. Для Санкт-Петербурга то, что Владимир Владимирович стал Президентом России, пока ничего не изменило. Он приезжал лишь на несколько премьер в Мариинский театр. И говорить о его пристальном внимании к деятелям искусства нашего города не приходится. Президентские визиты больше напоминали политический ход. Что же касается предстоящего юбилея, то пока много говорят, но конкретных шагов не предпринимают. Тем не менее многие петербуржцы в ожидании перемен. Хотя, если вспомнить последние пушкинские торжества, то ничего более позорного невозможно представить. Я считаю, что лучше делать каждый день по чуть-чуть и не заниматься показухой к конкретной дате. С нашим менталитетом любое мероприятие умеют заболтать или провалить, половину денег под шумок разворовать. Грустно, но это данность. Санкт-Петербург претендует на одну из культурных столиц Европы. Есть огромные традиции. Когда-то наш город славился своим балетом, филармоническим оркестром. Кстати, с последним связано имя Игоря Мравинского — выдающегося дирижера. Тот период, когда Игорь Александрович возглавлял оркестр можно назвать самым успешным в судьбе прославленного коллектива и он считался одним из лучших в мире. А каким звездным составом блистал БДТ в спектаклях Георгия Товстоногого, какие замечательные актеры работали в Александринке — много было ярких имен. Жаловаться, что сегодня нет талантов нам не приходится, но и говорить о ренессансе искусства в Петербурге я бы не стал.

— В последние годы петербургский фестиваль «Белые ночи» стал весьма престижными. Многие музыканты и артисты стараются на нем выступить. Как удалось его реанимировать?

— Все фестивали держатся на людях. Например, Зальцбургский долгое время был довольно рядовым фестивалем. Но после того, как его возглавил Караян, расцвел, став одним из самых престижных в мире. Сейчас уже так сказать нельзя, потому что там начались свои междоусобные трения между организаторами, хотя они стараются поддержать высокую планку. Фестиваль «Белые ночи» проходит ежегодно в июне в Петербурге. На протяжении 30 — 40 лет это были самые обыкновенные концерты. Просто на афише лепили название, что они проходят в рамках фестиваля. То есть, если выступление попадало на июнь, то вы автоматически становились его участником. Несколько лет назад «Белые ночи» возглавил дирижер Валерий Гергиев и своей энергией, талантом, авторитетом вдохнул свежие силы в фестиваль, сделав его престижным. Мне очень приятно, что музыканты стараются подготовить интересные программы, проходит много разнообразных концертов. С одной стороны — появляется азарт у артистов выступить как можно лучше, а с другой — публика получает возможность послушать хорошую музыку.

— Сергей Валентинович, вы обладаете огромным опытом, есть ли желание преподавать?

— Я не преподаю, так как у меня физически не хватает на это времени. Да и, признаюсь, нет такого желания. Поток для меня неинтересен, важны личности. Поэтому лишь изредка провожу мастер- классы для студентов консерватории.

— Как вы относитесь к тому, что некоторые звезды стали делать коммерческие проекты? Например, «Трио теноров» исполняет классические шлягеры, выступают на стадионах и, таким образом, расширяют аудиторию.

— Я к коммерческим проектам отношусь как к коммерции. Меня расширение зрительской аудитории мало волнует. Когда впервые трио выступило — это было необычно и очень интересно. А сейчас, в погоне за баснословными гонорарами, они просто тиражируют старую программу. Я не считаю, что классическая музыка должна исполняется для неподготовленной публики в больших аудиториях. Массовость — снижение высоты. Я считаю, что классическая музыка требует серьезной подготовки со стороны слушателя, сопереживания. А люди, которые приходят в филармонию в надежде развлечься, остаются вполне естественно недовольными. На мой взгляд, артисты делятся на две категории — тех, кто развлекает публику, и тех, кто собственно является художником. Последних, к сожалению, очень мало, но они являются настоящими мастерами.

СПРАВКА «ДНЯ»

Сергей Стадлер выпускник Ленинградской консерватории, закончил аспирантуру Московской консерватории, его педагогами были Ойстрах, Коган, Вайман, Гутников, Третьяков. Скрипач является лауреатом четырех международных конкурсов: «Концертино-Прага» (1 премия); конкурсы имени Маргариты Лонг и Жака Тибо (Париж, гран- при) — специальный приз за лучшее исполнение французской музыки; Конкурс им. Чайковского (1 премия, золотая медаль); Конкурса им. Яна Сибелиуса (Хельсинки) — специальный приз публики. Его гастрольные маршруты охватывают 43 страны мира. Скрипач записал 25 компакт-дисков.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ