Восемь дней в Киеве длился V Международный фестиваль Chamber music session. Тот факт, что на каждом фестивальном концерте наблюдались аншлаги, причем публика — самая разнообразная, в том числе и не заангажированная профессиональным интересом, личными контактами и тому подобное, значит, что у фестиваля высокий авторитет в культурных кругах и он соответствует современным запросам и самым притязательным вкусам в области классической музыки.
Идея фестиваля связана с презентацией для украинской публики интересных малоизвестных произведений классической и современной классической музыки. Впрочем, концепция Chamber music session в первую очередь исполнительская, а не композиторская. Не только потому, что инициатива принадлежит исполнителям — фортепианному дуэту Александры Зайцевой и Дмитрия Таванца. Главное отличие фестиваля от других столичных форумов классической музыки заключается в том, что здесь важна не столько презентация отдельного имени или ряда имен, сколько показ оригинальной музыкальной программы. Она продумана, скажем так, режиссирована исполнителем: в ее основе всегда определенный центральный принцип — будь-то исполнительский жанр, художественный стиль, историческая эпоха и тому подобное. Это сугубо исполнительский подход к организации концертного пространства. В конечном итоге, в этом нет ничего оригинального и эксклюзивного. Так может показаться только на фоне печально известных реалий из традиционной отечественной фестивальной практики, где самым слабым звеном почему-то является концепция одной концертной программы, не говоря о фестивальной программе в целом.
На протяжении относительно короткой истории фестиваля — пять лет — можно говорить о его эволюции. Во-первых, он увеличился в масштабах: если первые фестивали длились по нескольку дней, то сегодня — неделя. Кроме этого, очевидна экспансия концертных залов — ранее участников фестиваля называли «квартирниками», а теперь в распоряжении организаторов, кроме престижных залов Союза композиторов и Малого зала Киевской консерватории, также и центральная концертная площадка столицы — Национальная филармония Украины. Все это свидетельствует о том, что Chamber music session как культурное событие, имеющее определенный статус, имидж и авторитет, заняло крепкие позиции в музыкальной жизни Киева и, очевидно, на данном этапе является достаточно перспективным с точки зрения международного диалога. В этом году о своем желании принять в нем участие заявили музыканты из Бельгии, Франции, Испании, Германии, России. А Украину, кроме киевской фортепианной школы, представлял Львов.
Темой пятого фестиваля Chamber music session стали фортепианные ансамбли. В этом смысле концерт-открытие «Фортепиано для 1, 2, 3, 4, 5, 6 рук», состоявшийся в Фонде развития содействия искусств, где звучали произведения для одной левой руки, а также один рояль делили между собой три пианиста — Дмитрий Таванец, Александра Зайцева и Мария Алоэ, — это своеобразный эпиграф фестивальной программы.
Целиком концепция фестиваля была раскрыта во время выступлений фортепианных дуэтов. Каждый из них по-своему подошел к данной форме музицирования. Например, у киевлян Алины Романовой и Артема Ляховича это так называемый деловой диалог, без лишних сентиментов, зато с рациональным расчетом обеих сторон (между прочим, Концерт Баха До минор в их исполнении чем-то напоминал гульдовскую стилистику). Российский дуэт Ирины Силивановой и Максима Пурижинского смахивал на пару Маниловых из гоголевских «Мертвых душ» — здесь была утонченная манерность и кокетство, впрочем, это не испортило хорошего впечатления об этом ансамбле, напротив — подобная манера игры лишь подчеркивала мягкость, игривость моцартовского Концерта Es-dur. Наиболее лиричные — бельгийский дуэт Катрин Сименс и Джона Геварта. Любимцами публики стали французы Фредерик Шавель и Марк Соле-Лерис: представьте, двое немолодых мужчин играют словно наперегонки, но по правилам, при этом они безумно энергичны, резвы и позитивны. Наименее ярким показался ансамбль в составе Вадима Гладкова и Мендмы Дорджийн, которые в действительности редко выступают в дуэте, вот и в их игре было впечатление, что каждый из них отдельно — хороший пианист, но ансамбля и свойственной ему гармонии не было. Все сказанное свидетельствует, что фортепианный ансамбль — это самостоятельный, сложный и достаточно специфический жанр.
Собственно кодой фестиваля стала киевская премьера «Свадебки» Игоря Стравинского для 4-х фортепиано, ударных и хора в Национальной филармонии. О том, как прозвучало произведение в исполнении хоровой капеллы «Думка», группы солистов и львовских пианистов (играли Йожеф Ерминь, Марианна Гумецкая, Оксана Рапита и Мелания Вильшаницкая) можно сказать только хорошее. В то же время в истории фестиваля Chamber music session, в рамках которого состоялось это событие, появился еще один плюс.