Прошедший недавно в Киеве ХХІІ Международный фестиваль «Музыкальные премьеры сезона» подарил любителям современной академической музыки много ярких впечатлений. Некоторые из них сравнимы с подлинными открытиями. Например, сочинение гостя из России, известного композитора Александра Чайковского «Далекие сны детства» для скрипки и альта с оркестром в исполнении концертмейстера оркестра Мариинского театра Людмилы Чайковской (скрипка) и москвича Назара Кожухаря (альт) в сопровождении ансамбля «Киевские солисты» под руководством Владимира Сиренко. Да и сам приезд на Украину композитора, пианиста, педагога, общественного деятеля, заведующего кафедрой композиции Московской консерватории и художественного руководителя Московской филармонии, автора многих произведений различных жанров — настоящее событие. Несмотря на плотный график, Александр Чайковский посетил Каменку, музей своего знаменитого однофамильца, прикоснулся к роялю, на котором были впервые показаны некоторые сцены «Евгения Онегина» и другие сочинения Петра Ильича, а также нашел время для общения с «Днем».
— Расскажите о вашем сочинении «Далекие сны детства». У него интересное название и жанр. На вашем сайте обозначено, что это произведение написано в 1988-м...
— Я написал это довольно давно, двадцать с лишним лет назад! Вообще написал тогда подряд три концерта. В 1979-м успешно прозвучал Первый альтовый концерт,на «Московской осени» (играл Юрий Башмет). Потом был Первый скрипичный концерт, его исполнил Виктор Третьяков. А затем через некоторое время Третьяков и Башмет попросили меня написать двойной концерт. Я писал его как заключительный концерт в триаде — альтовый, скрипичный и «Далекие сны детства». Поскольку и альтовый, и скрипичный концерты вышли у меня несколько драматические, то «Далекие сны...» — как бы посттрагедийный, грустный, типа «Соляриса» — такие замороженные состояния. Где-то по настроению он был навеян фильмом «Обломов» Никиты Михалкова. Но так получилось, что два моих друга, Башмет и Третьяков, так и не сыграли это сочинение. Они его послушали, все понравилось, а потом, за два дня до концерта открыли ноты и поняли, что за такой короткий срок не выучат... Позднее этот концерт стали исполнять разные музыканты, играли довольно много — и здесь, и за границей. Как ни странно, его часто играют в Америке. Потом я подключил к этой работе свою жену (Людмила Чайковская, заслуженная артистка России). Она записала в Санкт-Петербурге этот концерт с молодым альтистом. Но в России его уже несколько лет не играли, и поэтому я решил вспомнить. Назар Кожухарь (лауреат международных конкурсов, сын известного украинского дирижера Владимира Кожухаря. — О. Г.) замечательно играл и скрипичный мой концерт, и альтовый, и теперь «Далекие сны...». Самые теплые слова хочу сказать в адрес «Киевских солистов» и дирижера Владимира Сиренко. Он прекрасный музыкант.
— Вы посмотрели балет «Властелин Борисфена» Евгения Станковича. Что скажете о музыке, спектакле, театре?
— Каждый раз приезжая в Киев, я хотел побывать в Национальной опере, но все как-то не получалось... Здание театра потрясающей красоты. Я люблю музыку Станковича, это мой давний друг. В балете необыкновенная музыка: очень глубокая. Но, к сожалению, хореография проигрывает музыке. Постановщики чего-то не поняли или не смогли воплотить на сцене музыкальную мощь этого произведения Станковича. Например, под такую музыку нельзя выпускать балерин в пачках, костюмах а-ля «Дон Кихот» или «Баядерка». Я иногда закрывал глаза и просто слушал музыку, хотя труппа балетная мне показалась очень профессиональной. Я считаю, что вышло совершенное несоответствие, «не попали» ни хореограф, ни художники. Хотя декорации (формально) красивые, но они сами по себе. У меня есть претензии и к либретто, какие-то вещи я вообще не понял. Балет должен быть ясен без всяких текстов либретто. А вот музыка замечательная, и я хочу поздравить Станковича с прекрасной работой.
— А с кем из украинских композиторов, кроме Станковича, поддерживаете дружеские отношения?
— Я очень дружил с покойным Иваном Карабицем, это был мой большой приятель. Сравнительно недавно сдружился с Игорем Щербаковым, у меня хорошие отношения и с Мирославом Скориком. Мы вместе начинали — Ваня Карабиц, Женя Станкович, Володя Зубицкий, Олег Кива, тоже покойный, к сожалению. Мы прошли через молодежные всесоюзные объединения, участвовали в разных фестивалях в бывшем СССР и за границей, часто встречались...
— В одном из интервью вы сказали: «Сейчас людям смеяться хочется. Очень мало смешной музыки вообще, особенно современной... Публика должна развлекаться. Она ходит на концерты отдыхать». Вы имели в виду задачу филармонии?
— Ну, вообще-то публика на концерты ходит отдыхать.
— А как же работа ума и прочее?
— Ум-то все равно не может остановиться! Слушатель идет на концерт, чтобы получить приятные впечатления, эмоции, а это и есть отдых...
— Но ведь задача искусства — в воспитании, духовном развитии?
— Если человек посмотрит хороший веселый спектакль, или послушает яркую и при этом остроумную музыку, или увидит интересную комедию, разве он не воспитывается? Другое дело, если он придет и посмотрит нечто никчемное, даже если это будет драматическая, трагическая вещь, но плохая с точки зрения искусства, — он не отдохнет, а получит только негативные эмоции. Я считаю, мало сейчас сочинений остроумных и веселых.
— Вы работаете в разных жанрах, в том числе и на телевидении, в кино...
— С кино уже давно не имел дела. Последний фильм, который сделал, вышел лет десять назад. Сейчас ведь странное кино, вернее композиторы, если можно вообще их назвать этим словом, пишущие для кинематографа. Могу назвать одно-два имени: у Леонида Десятникова была музыка хорошая, Алексея Айги. А так — кругом незнакомые фамилии. Все у них на синтезаторах, электронике. Это не музыка! Для телевидения иногда пишу, но тоже немного. Сейчас каждый режиссер старается удешевить картину. Искусство мельчает...
Вспомните, Эйзенштейн пригласил Прокофьева, и они создали такие фильмы, как «Александр Невский» и «Иван Грозный». Музыка, как минимум, на 50% сделала фильмы. Режиссер должен иметь соответствующие широту и диапазон мышления. Я убежден, что хороших фильмов без хорошей музыки не бывает!
— Вы давно занимаетесь преподавательской деятельностью. Как удается совмещать творчество и педагогику?
— У меня класс небольшой — шесть-семь человек, больше не позволяю себе брать. Ученикам надо уделять внимание, даже не с точки зрения занятий, но чисто психологически. Они все разные — значит, надо переключаться с одного на другого, когда они приходят к тебе. В занятиях со студентами не должно быть суеты — это не исполнители, к каждому нужен особый подход. А когда у тебя 15 — 20 человек, ты уже не помнишь, как их зовут... Нужно время и для творчества. Сейчас делаю партитуру оперы «Альтист Данилов». В декабре состоится премьера в Камерном театре имени Бориса Покровского (Москва). Опера создается по известной в 1980-е годы книге Владимира Орлова «Альтист Данилов». К будущему сезону в Московском детском музыкальном театре им. Натальи Сац надо сделать оперу «Оливер Твист» по Чарльзу Диккенсу. И еще мне предложили написать ораторию. В общем, работы у меня — на два ближайших года.
СПРАВКА «Дня»
Александр Владимирович Чайковский (родился 19 февраля 1946 г. в Москве) — композитор, пианист, педагог, народный артист России, профессор Московской консерватории. В 2004 — 2008 гг. ректор Петербургской консерватории. Племянник Бориса Чайковского, но не имеет отношения к классику Петру Ильичу Чайковскому. Одной из основных сфер интересов Чайковского является музыкальный театр. В его операх и балетах сочетаются драматические решения и современные сценические приемы. В инструментальной музыке композитор много работает в жанре концерта, где обнаруживает индивидуальное отношение к солирующему инструменту и его противопоставлению оркестру. Так, Виолончельный концерт Чайковского написан в форме вариаций, а Первый концерт для альта приближается по масштабности к симфонии. Собственные же симфонии композитора имеют ярко выраженные черты программности. Сочинения композитора охватывают широкий круг жанров и сюжетов, от масштабных оркестровых и вокально-симфонических работ до комических опер. Чайковский — автор балетов «Ревизор»и «Броненосец Потемкин», а также опер, в частности: «Дедушка смеется», «Р. В. С.», «Второе апреля», «Верность», «Три сестры», «Царь Никита и его сорок дочерей», «Три мушкетера»,«Один день Ивана Денисовича», «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане».