Постановку осуществляет грузинский режиссер Автандил ВАРСИМАШВИЛИ, который три года тому назад уже ставил эту шекспировскую трагедию в Тбилиси. По его словам, в Киеве будет новое художественно-смысловое прочтение известного произведения о том, как страх перед тираном позволяет королю Англии Ричарду ІІІ установить в обществе безграничную власть. Шекспировская пьеса очень актуальна для сегодняшнего дня, так как опасность разрастания тирании в мировых масштабах ощутимо увеличилась в связи с военной агрессией России против Украины и на Ближнем Востоке (напомним, что Грузия пережила похожее нападение РФ в 2008 г., после чего потеряла часть своих территорий)...
По легенде, 2 октября 1452 г., когда родился Ричард, бушевал ураган, крушил деревья... В тяжелых родах появился на свет ребенок, от которого в ужасе отшатнулась собственная мать. Мальчик был горбатым, кривобоким, с ногами разной длины. Зато с зубами — чтобы грызть и терзать людей, как злобно скажут ему впоследствии современники. Будущий король Англии рос с клеймом урода, терпя унижения и насмешки. Часто его называли «уродливым» — так начинал свою жизнь большой тиран.
Шекспир изобразил короля Ричарда III злодеем, лишенным чувства совести, идущим к власти от одного убийства к другому; вместе с тем это психологически сложно разработанный характер талантливого человека. В спектакле главную роль сыграет Богдан Бенюк. Вместе с популярным актером на Франковскую сцену выйдет звездный ансамбль — Алексей Богданович, Остап Ступка, Василий Мазур, Людмила Смородина, Анжелика Савченко и др. (Сценограф — Мириан Швелидзе, художник по костюмам — Наталья Кобахидзе).
— Почему именно «Ричард ІІІ»? Конечно, не потому, что я его уже ставил в своем «Свободном театре» и мне теперь легче будет работать. Это другой спектакль уже хотя бы потому, что у нас в Тбилиси небольшая сцена, я уже не говорю об индивидуальности актеров. Просто в истории театра бывают периоды, когда вдруг возникает запрос на ту или иную пьесу, — рассказал «Дню» Автандил Варсимашвили. — Особенно это касается Шекспира. Было время, когда все брались за его «Гамлета», которого я тоже ставил. Теперь, похоже, пришла очередь «Ричарда ІІІ». Эту драму в берлинском «Шаубюне» недавно поставил Томас Остермайер, в начале года я был на премьере «Ричарда» в парижском «Одеоне». Интерес к этому произведению понятен, поскольку театр должен говорить о тех проблемах, которые сегодня волнуют общество. А мир сейчас обеспокоен перспективой новой транснациональной тирании. Излишне говорить, откуда исходит ее угроза — наш сосед приносит очень много хлопот и проблем не только Грузии и Украине, с которой два года назад начал войну, но и многим другим странам.
— Кто инициировал постановку «Ричарда ІІІ» в Театре им. И.Франко?
— Мы со Станиславом Моисеевым, художественным руководителем франковцев, давно вели переговоры о том, чтобы я сделал спектакль в Киеве, а он поставил спектакль в Тбилиси. Но времени не хватало. Наконец я смог найти свободных полтора месяца, чтобы приехать в Киев, и, надеюсь, Моисеев найдет возможность приехать на постановку к нам в Грузию. Мне всегда было очень уютно в Киеве, и это чувство не испортили даже советские чиновники, которые закрыли мой первый поставленный здесь спектакль как раз накануне премьеры. Произошло это в 1982 году. Я ставил в Молодежном театре (ныне Киевский Молодой театр. — В.Д.) «Калейдоскоп» Сандро Мревлишвили. Тогдашние цензоры выдвинули несколько безосновательных претензий. Одна из них касалась того, что у нас в спектакле разрушалась стена, и кто-то увидел в этом образ разрушения... Кремля. Нам также запретили выносить на сцену иконы, хотя это были копии работ знаменитого иконописца Андрея Рублева, которые находятся в Третьяковской галерее. И хотя за наш спектакль тогда вступились достаточно известные культурные деятели Украины, но так и не дали сыграть премьеру, несмотря на то, что в зале уже собрались зрители. Все закончилось скандалом, а меня отправили обратно в Грузию. Это выглядело как в плохом советском детективе — меня привезли в машине к трапу самолета, посадили в него и через несколько часов я оказался в Тбилиси. К счастью, меня никто не встречал, хотя сразу позвал на разговор Роберт Стуруа, под руководством которого я тогда работал. Потом меня вызвали на «ковер» в ЦК Компартии Грузии. После того как я рассказал о так называемых обвинениях, секретарь по культуре сказал, что «украинские товарищи просто погорячились»...
— К сожалению, многие даже талантливые режиссеры, получив власть, превращаются в диктаторов...
— Как только это происходит, режиссер перестает быть творцом. Он больше не способен творить, его пустоту чувствуют и актеры, которые вынуждены с ним работать, и зрители. Есть режиссеры, которые внешне могут себя вести как диктаторы, например, Г.Товстоногов. Но его целью было искусство, он создавал на сцене магию. И актеры подчинялись ему с удовольствием, потому что он действовал на основе любви к искусству. В этом случае «диктатура» становится добровольной для тех, кто под нее подпадает. Часто случается, что в театре люди влюбляются — режиссер в актеров, те, в свою очередь, в режиссера.
— Как вам работается с украинскими актерами?
— У вас прекрасные актеры. Я в свое время работал в России, поставил там почти десять спектаклей, их актеры очень отличаются от грузинских и украинских. Они не обладают тем темпераментом, которым обладают наши и ваши актеры. Наши актерские школы в чем-то похожи, и для меня украинские и грузинские исполнители отличаются только языком. Богдан Бенюк, который репетирует роль Ричарда — прекрасный актер, совместная работа с ним доставляет большое удовольствие. Вообще грузинский и украинский народы, хотя мы и не являемся соседями, очень похожи. Грузины очень любят украинцев, и такое же теплое чувство к грузинам я вижу со стороны украинцев. Мы прекрасно понимаем друг друга и чувствуем себя родными.