Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шах и Омелько

Сегодня заслуженный артист Украины Евгений Шах отмечает юбилей и приглашает зрителей на спектакль «Мартын Боруля» в Театр им. И. Франко
8 февраля, 2006 - 19:55
ЕВГЕНИЙ ШАХ: «МЕНЯ СЧИТАЮТ АКТЕРОМ, КОТОРЫЙ ВСЕГДА МОЖЕТ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ ТЕАТРУ, ПОТОМУ ЧТО МОГУ СЫГРАТЬ СПЕКТАКЛЬ «СЕГОДНЯ НА СЕГОДНЯ» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

За сорок лет, отданных родной и единственной в своей жизни франковской сцене, актер сыграл много интересных ролей, создал многочисленные образы, оставшиеся в памяти зрителей. Кроме активного сценического творчества, Евгений Шах делает записи на украинском радио и телевидении. Зрители полюбили его передачу «Магазин на окраине» с полезными советами, а сейчас на УТ-1 актер ведет капитал-шоу лотереи «Патриот». Не обходится без Шаха ни один театральный «капустник». Этих выступлений франковцев всегда с нетерпением ждут зрители и коллеги-актеры, зная, что это будут остроумные и веселые номера.

— Евгений, скажите, как пришло к вам желание стать актером?

— Я родился в г. Куликове (это в 12 км от Львова). Кстати, там родился и Богдан Ступка. В школе я был балагуром, любил смешить всех в классе. Моя учительница Мария Семеновна предложила, чтобы я не мешал на уроках, выучить байку Степана Олийныка и посмешить учеников со сцены. Пообещала, что если зрителям понравится как я читаю, пошлет меня на олимпиаду выступать. Дала выучить еще «Сон» Шевченко и сказала, чтобы я не просто пересказал текст, а как-то его представил, пофантазировал. Я прочитал на олимпиаде, как сейчас вижу, зал большой, меня объявили и словно настоящий артист, я выступил. Привез домой почетную грамоту за 1 место. Таким образом я заинтересовался художественным чтением и для меня не было ничего лучше, чем тот момент, когда выходишь из-за кулис на сцену...

А потом я попал под «акцию». Во времена моего детства ездили комиссии по селам и городкам, отбирали талантливых детей, посылали их учиться во Львов. Приехали «искатели талантов» и к нам в Куликов. Я для этой комиссии спел и меня отобрали на учебу. После прослушивания во Львове меня зачислили в музыкальную школу. Жил в интернате, учился играть на кларнете. Я до сих пор с теплом вспоминаю своих прекрасных учителей, встретившихся мне в начале жизненного пути.

— А Романа Виктюка, который был среди ваших учителей, также вспоминаете хорошим словом?

— О, Роман Григорьевич! Он — солнышко, сейчас уже классик в режиссуре. Чудо, умница — лучшие слова я всегда адресую ему. Виктюк принял меня в драматический кружок Дворца пионеров. С первого взгляда на пана Романа я понял, что он — это что-то невероятное, таких больше нет. С первого слова от него можно было заряжаться такой мощной энергией! Как он проводил с нами занятия, как учил понимать слова, фразы пьесы, как тонко объяснял содержание — фантастически! А когда Виктюк уехал из Львова, с нами продолжила занятия Ася Павловна Бурштейн. У нее была такая рафинированная, аристократическая семья. Я приходил в ее очень красивый дом по просьбе Романа Григорьевича, и Ася Павловна готовила меня к поступлению в театральный вуз. Потом я поехал в Киев и поступил в студию Театра им. И. Франко.

— Кто были ваши педагоги?

— Я учился у актеров-франковцев: Анатолия Скибенко, Аркадия Гашинского, Владимира Лизогуба, Костя Степанкова, Петра Бондарчука... Самым важным в студии было то, что мы могли сразу включиться в работу над спектаклем. В театре мы находились все время, видеть на сцене таких актеров, как Владимир Дальский, Михаил Заднипровский, Николай Яковченко, Николай Панасьев, Нонна Копержинская, Ольга Кусенко, Дмитрий Милютенко — целое созвездие выдающихся актеров! Это было счастье и настоящая школа мастерства: выходить вместе с ними в спектаклях (мы, молодежь в массовке выступали или в эпизодах). А потом нам роли небольшие стали давать. Например, я начал активно играть уже со второго курса. Мой дебют был в спектакле «Цыганка Аза».

— И так на всю жизнь остались в Театре им. И. Франко? Никогда не хотелось сменить театральную «прописку»?

— Ни минуты не сожалел, что не бегал по театрам. Наоборот горд, что работаю в Театре им. И. Франко — это самая первая сцена нашей страны. Я боготворю свой театр! Это дом мой — я здесь вырос. Каждый режиссер, с которым мне пришлось работать — эпоха, своеобразный, интересный мир.

— Оглядываясь назад: какой бы период определили как самый лучшим?

— Трудно сказать. Может, молодые годы? Я тогда был полон ожиданий и надежд. Нет! Скорее, периоды интересных спектаклей и тех режиссеров, с которыми работал: это Сергей Данченко, Владимир Оглоблин, Владимир Скляренко. Памятным стал спектакль «Тыл», в который меня ввели всего за несколько часов и потом с удовольствием играл несколько сезонов. Вы знаете, вообще, меня считают актером, который всегда может прийти на помощь театру, потому что могу сыграть спектакль «сегодня на сегодня». Например, в «Санитарном дне» Коломийца нужно было «ввестись» вместо Анатолия Хостикоева, заболевшего за несколько часов до спектакля. Посмотрел сколько там текста — это же нереально выучить... Тогда придумал: взял журнал с кроссвордом, положил текст и как будто разгадываю его, а сам подсматриваю — так и сыграл. Зрители даже не догадались, что впервые произношу текст. Коллеги также с улыбкой говорили, что показал класс. Очень интересными были спектакли «Дикий Ангел» (я играл Федора), в «Бесталанной» играл Степана, очень интересная была работа с Владимиром Оглоблиным. Этот режиссер все скрупулезно выстраивал. На репетиции создавал такую атмосферу, что когда ты уже входил в его спектакль, то не мог плохо играть.

— У каждого актера существует собственный подход к работе над ролью, чем выделяется ваш принцип работы?

— Сначала очень мучаюсь. Сначала должен вчитаться в текст, вдуматься, пофантазировать: как сыграть эту роль. Потом начинаю вспоминать то, что где- то видел, искать нюансы характера персонажа. Вы знаете, я с интересом наблюдаю за людьми на рынках, на улице — иногда такие колоритные персонажи попадаются. Что-то запоминаю. Такие наблюдения очень многое дают и когда нужно эти «находки» помогают мне сыграть новую роль.

— Режиссер для вас важное лицо?

— Очень. Но нужно, чтобы режиссер был способен принять и предложения актера, чтобы было сотворчество, а не однобокая диктовка. А еще половина дела зависит от партнеров, с которыми оказываешься на сцене. Все нужно почувствовать, положить на свою душу, найти ту верную деталь, которая заставит роль «задышать».

— У вас есть любимые спектакли, роли?

— Очень люблю спектакль «Мастер и Маргарита», где играю Ивана Бездомного. Прекрасные актерские ощущения от спектаклей «Тевье-Тевель», «Мартын Боруля» и от «Братьев Карамазовых», хотя у меня там небольшая роль, отца Ферапонта. Очень люблю играть эпизод в спектакле «Кин IV»...

— Евгений, для своего юбилейного вечера вы выбрали спектакль «Мартын Боруля». Почему именно этот?

— Потому что он один из любимых. Почему «Мартын Боруля»? Я вообще очень люблю драматургию И. Карпенко-Карого и потом роль Омелька была отмечена нашей самой высокой театральной премией — «Київська пектораль», так что не только мне она нравится, ее оценили зрители и критики. Спектакль веселый, остроумный, роль довольно объемная, я могу себя показать и зрители получат настоящее удовольствие.

— Недавно по телевидению показали сериал «Мастер и Маргарита» — ваше впечатление от него?

— Одно могу сказать, сравнивая версии Молостовой и Бортко — режиссер нашего спектакля — гений. Конечно, фильм и спектакль — очень разные произведения. У нас в театре, мне кажется, есть очень эмоциональные сцены, пульсирующие. Взять хотя бы, сцену Мастера и Бездомного. А в сериале такое все спокойное, медленное. Мне, как зрителю, хотелось бы увидеть в фильме больше нервозности, действия. Кстати, Анатолий Хостикоев в роли Воланда в нашем спектакле убедительнее чем Олег Басилашвили в сериале... Кстати, после фильма Владимира Бортко, мне звонили по телефону многие люди, говорившие, что Галкин в роли Бездомного им напомнил меня. Эту роль я играю почти 20 лет и каждый спектакль, как впервые! Я получаю чрезвычайное творческое удовлетворение. Вы знаете, на репетициях «Мастера и Маргариты», благодаря Ирине Молостовой царила творческая атмосфера. Ирина Александровна умела, как режиссер, создать ауру любви к актерам и каждый из нас работал с особым вдохновением. Приятно мне работать с режиссером Петром Ильченко. Я играю в его спектаклях: «Житейское море», «Мартын Боруля», «Шельменко- денщик», о нем также можно сказать, что он любит артиста, и всегда хочет его понять.

— Театральное сообщество уже привыкло видеть вас в составе «капустной» юмористической команды Театра им. И. Франко, возглавляемой Лесем Заднипровским.

— Мне очень нравятся наши выступления. То, что пишут Лесь и Назар Заднипровские для «капустников» — смешно, остроумно, метко и всегда в «десятку». Я чувствую большое удовлетворение, когда дарю людям смех. Приятно, что наших выступлений всегда ждут с нетерпением и мы поднимаем настроение в зале. Когда зрители смеются, это такое чудо, настоящее потрясение! А сделать человека добрым, приятным, открытым другому — это же может сделать только хорошее искусство, добрый театр. И я хочу, чтобы мое искусство, мои роли, образы, персонажи оставляли у зрителей ощущение доброй, ласковой улыбки, открытой и искренней. Кстати, после «Мартына Борули» коллеги- франковцы покажут «капустник», который специально подготовили к моему юбилею. Я впервые буду смотреть его, как зритель, а не участник.

Алла ПИДЛУЖНАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ