Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Шарики Моцарта» и Ее Величество Опера

Стартовал 88-й Зальцбургский фестиваль
29 июля, 2008 - 20:25
НА ПЯТЬ НЕДЕЛЬ ЗАЛЬЦБУРГ СТАНОВИТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ МЕККОЙ МИРА

Это самый престижный и знаменитый из мировых музыкальных форумов. Очнувшись от нашествия орды футбольных фанатов, гулявших на Евро, Зальцбург готов предаться куда более привычному и респектабельному летнему моциону. За пять фестивальных недель (до 31 августа) будет дано в общей сложности две сотни представлений, рассчитанных, как правило, на просвещенных любителей с солидными кошельками.

Моцарт для Зальцбурга неизменно остается источником материального благополучия. Родившись на торговой Getreidegasse, он навеки обеспечил нелюбимому городу (композитор предпочитал просвещенную Вену) безбедное существование. В Зальцбурге, где его изображение украшает упаковки самых неожиданных изделий — от гуталина до салфеток, в нынешнем августе рассчитывают принять 225 тысяч туристов.

Кстати, настоящие «шарики Моцарта» — это вовсе не те круглые конфеты в красной обертке с портретом гения в напудренном парике, которые продаются во всем мире, пишут izvestia.ru. Оригинальные mozarts kugel до сих пор делаются вручную, они в синих обертках и их можно купить только в Зальцбурге. Самые вкусные — в кондитерской на улице Grabene.

Зальцбургский антураж — это отдельный спектакль. Вокруг фестивальных зданий всегда суетятся продавцы марионеток, уличные музыканты, жонглеры. Особая тема — дресс-код для публики. Некоторые приходят в австрийских национальных костюмах: дамы — в длинных клетчатых юбках с фартуками и корсажами поверх белоснежных рубашек с вышивкой, мужчины — в панталонах, жилетах, коротких куртках и шляпах с фазаньими перьями. Остальные появляются в роскошных вечерних нарядах. Дети, даже самые маленькие, одеты в платья и смокинги — под стать родителям. Туалеты некоторых фрау, увешанных бриллиантами, как новогодняя елка — игрушками, столь необъятны, что их носительницы не могут вписаться в дверной проем дамской комнаты...

Тема нынешнего фестиваля сформулирована мрачновато: «Сильна, как смерть, любовь». Афиша очень разнообразна. Имеются драматические представления — от наиболее интересного для русского человека «Преступления и наказания» (в немецкой инсценировке) до моноспектакля Ванессы Редгрейв «Год магических размышлений». Плюс почти сотня симфонических и камерных концертов. Венский филармонический оркестр, Берлинский филармонический, Кливлендский, молодежный оркестр Симона Боливара из Венесуэлы... Дирижеры — Булез, Мути, Янссонс, Рэттл, Баренбойм... Солисты — Элина Гаранча, Веселина Казарова, Томас Квастхофф, Ион Бостридж...

Но главное «блюдо» Зальцбурга — опера. В нынешнем «меню» семь названий. Для любителей редкостей предназначены «Русалка» Дворжака в постановке модных европейцев Йосси Вилера и Серджио Морабито и «Замок герцога Синяя Борода» Бартока со знатоком венгерской музыки, композитором Петером Этвешем за дирижерским пультом. А еще — образчик ультрасовременной оперы «Ирмингард» Мноцила Брасса и Бернда Ещека. Для поклонников настоящей итальянской оперы приготовили «Отелло» Верди. Но вне конкуренции по популярности две оперы Моцарта — «Волшебная флейта» и «Дон Жуан», а также «Ромео и Джульетта» Гуно.

Президент Salzburger Festspiele Хельга Рабль-Штадлер рассказала, что «четверть бюджета феста — это поддержка государства как на федеральном, так и на местном уровнях. Около шести процентов дают спонсоры, еще четыре — это патронаж. Приблизительно две тысячи людей ежегодно делают взнос в размере тысячи евро. Но более половины всех денег мы выручаем от продажи билетов, что абсолютно уникально. Свыше шести с половины тысяч билетов мы продаем за неделю. Наш секрет в том, что людям нравится находиться в атмосфере тотальной красоты».

Долгое время лицом фестиваля был Герберт фон Караян. В последние же годы руководители меняются довольно часто, и кажется, что фестиваль находится в каком-то мучительном поиске... Как подчеркнула Рабль-Штадлер: «Караян был невероятно харизматичной личностью. Такие люди рождаются раз в столетие, а то и реже. Я знала его лично и могу сказать, что никогда больше не встречала столь мощного человека. Но ничего вечного на свете нет... Потом на его место пришел Жерар Мортье — один из лучших музыкальных менеджеров в современном мире. Затем Петер Ружичка — современный композитор. Сейчас — знаменитый режиссер Юрген Флимм. Будучи президентом фестиваля, я стараюсь использовать преимущества каждого, а не думать об их слабостях»...

Мария БАБАЛОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ