Анатолия Федоровича Шекеры не стало пять лет назад. Он оставил заметный след в развитии и становлении украинской хореографической школы. Постановки Шекеры объединяют романтическо-поэтическую природу балетного танца, в его спектаклях есть психологизм, энергетика, образность, монументальность, философская глубина, дающие зрителям простор для анализа, размышлений. Самобытный талант балетмейстера вначале был реализован во Львове, затем в Харькове, а с 1966 г. тесно связан с Киевом. Для своего дебюта в столице он выбрал «Легенду о любви» Арефа Меликова, — балет который является одним из самых сложных современных драматических произведений. Эта постановка не иллюстрировала сюжет персидской легенды, а Шекера привнес на киевскую сцену новую хореографию, создав ее танцевально- смысловой эквивалент — когда музыкальная партитура передавалась через танцевальную лексику. В «Легенде о любви», фрагменты которой были показаны на фестивале, хореограф объединил разные стили — героический и романтический балет.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
Для А. Ф. Шекеры балет — это полноценная драматическая постановка, с проникновением во внутренний мир героя, пониманием психологического состояния его души, а не просто красивое развлечение, каким был балет в ту пору. За четыре десятилетия работы на сцене Национальной оперы Украины мастерство Анатолий Федоровича расцвело, было создано 16 спектаклей, а его балеты «Спартак» и «Ромео и Джульетта» считаются эталонами. Его постановки отмечены высокими международными наградами — премиями ЮНЕСКО, им. С. Дягилева и им. Т. Шевченко. «Танец, как явление искусства, проявляется в разнообразных формах и имеет широчайший диапазон. Говоря про танец, я имею ввиду, прежде всего, его академическую основу… Я всегда мечтал и все делал для того, чтобы наш балет был не коллективом «отдельных звезд», а коллективом — звездой, коллективом, объединенных внутренней дисциплиной ансамбля единомышленников», — говорил Анатолий Федорович в одном из последних своих интервью. Несколько поколений артистов разных стран выросли на шекеровских балетах. Кроме Украины, Анатолий Федорович ставил спектакли в Польше, Хорватии, Македонии, Сербии, Турции. В этом году Премию им. А. Шекеры в области хореографического искусства получила прима Македонского театра оперы и балета Таня Вуйсич-Тодоровська. Она окончила Киевское хореографическое училище, ныне стажируется как балетмейстер в Украинской академии танца, в классе у Элеоноры Михайловны Стебляк (вдовы Шекеры). Вуйсич можно назвать ученицей Анатолия Федоровича. Она танцевала в его постановках «Распутин», «Легенда о любви» и «Спартак».
Сегодня в репертуаре Национальной оперы Украины идут пять балетов Анатолия Федоровича: «Лебединое озеро», «Болеро», «Спартак», «Коппелия», «Ромео и Джульетта». В гала-концерте, закрывавшем фестиваль, приняли участие ведущие танцовщики: Елена Филипьева, Сергей Сидорский, Анастасия и Денис Матвиенко, Татьяна Голякова, Игорь Булычев, Наталья Мацак, Виктор Ищук, Нина Змеевец, Иван Козлов, Николай Михеев, Ярослав Саленко и другие. Они выступали в сопровождении музыкантов Симфонического оркестра Национальной оперы. Программу вечера можно назвать гимном мастеру и преемственности поколений. Были исполнены не только шекеровские постановки, но и показаны работы нынешних балетмейстеров: Аллы Рубиной, Бориса Эйфмана, Элвина Эйли, Татьяны Островерх, и других. В первом отделении концерта оркестром дирижировал Аллин Власенко, а завершался фестиваль одноактным балетом Мориса Равеля «Болеро» (дирижер Владимир Кожухарь, солисты — Татьяна Андреева, Оксана Гуляева и Сергей Литвиненко). Кстати, Шекера вместе с Леонидом Солошиным написал для этой постановки либретто, создав динамичную хореографическую новеллу о трех ипостасях любви с философским подтекстом, о том, что малодушие и измена в мире настоящей любви не прощаются…
МАСТЕР НА СЦЕНЕ И ВНЕ ЕЕ
Анатолий Шекера — это целая эпоха украинского балета и поэтому фестиваль памяти легендарного хореографа собрал в зале Национальной оперы массу поклонников Терпсихоры, почитателей его таланта, бывших коллег, представителей СМИ. Каким запомнился Анатолий Федорович, людям хорошо его знавшим?
— Шекера был не просто хореограф и балетмейстер, а он был мыслителем, — сказал певец, бывший генеральный директор Национальной оперы Украины Анатолий МОКРЕНКО . — Вспоминаются многие зарубежные поездки, когда мы месяцами были далеко от дома, и мне посчастливилось сблизится с Анатолием Федоровичем. Я знал не только его балетные интересы, но и то, что волновало его вне сцены. Почему Шекера оставил такой огромный след в украинском балете? Он по природе своей был зодчим — и в балете, и в жизни, человеком энциклопедических знаний. Я уверен, что если бы он не реализовался в балете, то стал бы прекрасным архитектором. Он восхищался историей, архитектурой, музыкой и тонко разбирался в этих вопросах. Его балетные спектакли привлекают тем, что в каждом танце всегда есть мысль. Сегодня, к сожалению, масса хореографов делают свои постановки бездумными. Это просто набор разных движений, а мысли в них нет. Шекера умел в своих балетах раскрыть философию музыки в танце. Поэтому его балетам не подвластно время, они живые и современные.
— Лицо украинского балета связано с именем Анатолия Шекеры, — утверждает театровед, президент Украинской академии танца Юрий СТАНИШЕВСКИЙ . — Он создал спектакли большого стиля, спектакли, которые по своему масштабу можно сравнивать со спектаклями Юрия Григоровича. Эти два хореографа — мастера и основатели балетных стилей. Их постановки роднит огромный размах, величие и грандиозность. Шекера только в Киеве воспитал четыре поколения артистов балета. Здесь танцевали: Елена Потапова, Валентина Калиновская, Татьяна Таякина, Валерий Ковтун, Ираида Лукашова, Валерий Пасегов, Элеонора Стебляк, Раиса Хилько, Людмила Сморгачова, Николай Прядченко и другие прекрасные артисты. Благодаря шекеровским постановкам, эти танцовщики показали совершенно новые грани своего таланта. Например, Калиновская станцевала свою лучшую партию Мехмене- бану в «Легенде о любви». На гала- концерте были исполнены фрагменты из этого замечательного балета уже нынешним поколением труппы Национальной оперы. Я думаю, что эта постановка вернется в репертуар театра. Потому, что этот балет — величайшее искусство. «Легенда о любви» определила стиль киевской Оперы. В рамках фестиваля был показан легендарный «Спартак» — героико-танцевальная поэма, и потрясающая по свой эмоциональности — «Ромео и Джульетта».
Замечательный балет-сказка «Коппелия» — последняя работа Шекеры. Казалось, простой сюжет, в основе которого положена новелла Гофмана «Человек из песка», а получился рассказ, тонко переданный языком танца о многогранности внутреннего мира человека. Спектакль пробуждает мечту об идеале: кукла, сколько ее не оживляй, не может стать человеком, но любовь способна творить чудеса…
«Болеро» — образец музыкальности, симфонизма, понимания природы танца. Нужно отметить, что благодаря Элеоноре Стебляк балеты Шекеры живут. Она бережет наследие своего супруга и воспитывает новую смену талантливых танцовщиков Национальной оперы и передает его творческую эстафету. Спектакли Шекеры — высочайший уровень не только в украинском, но и в мировом балете, А.Ф. Шекера входит в пятерку лучших хореографов ХХ столетия.
— Я впервые встретилась с Анатолием Федоровичем в 1963 году. В ту пору я только окончила хореографическое училище, и поступила работать в труппу Львовского театра оперы и балета, и Шекера подключил меня к репетициям его спектаклей. Первая постановка, в которой я танцевала, — стало «Болеро». Мы, девушки, выходили на сцену с верха — из самых колосников. Это было так эффектно, необычно. Шекера всегда шел от музыки и тот его балет был очень страстным, темпераментным… Я танцевала и в его таких известных балетах, как «Лилея», «Золушка», «Легенда о любви», «Спартак», «Досвітні вогні», — вспоминает бывшая балерина Лариса СТУПКА . — Мы, артисты, с нетерпением ждали репетиций. Анатолий Федорович всегда приходил с четким планом действий. Будущий спектакль, все мизансцены он тщательно продумывал, а придя в танцкласс уже предлагал нам свои варианты решения будущего спектакля. Репетировал он сложно, требуя от танцовщиков филигранной техники исполнения. Если у нас что-то не получалось, то он сам показывал, как нужно танцевать. К сожалению, Шекера рано ушел из жизни. Он был человеком огромного таланта и мог еще творить и творить… А то, что его балетные шедевры живут — в этом огромная заслуга его жены, в прошлом балерины, а ныне педагога-репетитора Национальной оперы, кропотливому труду Элеоноры Михайловны. Она — сподвижник! Ведь все танцовщики, на которых ставил спектакли Анатолий Федорович, уже на пенсии, а в балете нужно передавать опыт «нога в ногу». Вы знаете, когда я смотрела фрагменты из «Легенды о любви», то расплакалась. С этим балетом многое связано в моей жизни. Впервые этот балет я танцевала, будучи ученицей Бакинского хореографического училища, в постановке Юрия Григоровича. Потом во Львове за это произведение Арефа Меликова взялся Шекера и его версия получилась прекрасной, а в Киеве он сделал совершенно новое хореографическое прочтение музыки — потрясающий балет. Вы знаете, шекеровские «Спартак» и «Ромео и Джульетту» я обожаю и могу смотреть каждый раз, как только узнаю, что эти постановки в афише. Над ними не властно время. В «Ромео…» Анатолию Федоровичу удалось объединить трагедию и поэзию, очень гармонично передать палитру чувств, конфликтов. А в «Спартаке» танец и музыка создали полифонию, где каждый жест, мизансцена, «па» наполнены ритмом и чувством. Эти балеты вошли в балетную энциклопедию. Я считаю, что нужно издать архив хореографа. Ведь там настоящий кладезь идей, которые так и не успел реализовать Шекера. О нем нужно написать книгу. Это был неординарный человек и великий балетмейстер.
— Он тонко чувствовал музыку, и поэтому шекеровские балеты были высокими драматическими спектаклями, — сказал композитор Евгений СТАНКОВИЧ . — Я считаю себя счастливым человеком, т. к. судьба подарила мне возможность не только близко знать Анатолия Федоровича, но и работать вместе с ним. На мою музыку он поставил в Киеве балеты «Ольга», «Прометей», «Цвет папоротника», а в Скопле (Македония) — «Распутина»… Не все безоблачно было в творческой судьбе балетмейстера. Так, после «Прометея» нам приклеили ярлык «националистов». Я вспоминаю, как Анатолий Федорович тяжело переживал закрытие спектакля по Гоголю, который он создавал вместе с ансамблем им. Г. Веревки на мою музыку. Его травили тогдашние чиновники от культуры. Та вакханалия закончилась только с перестройкой… Анатолий Федорович был очень светлым человеком и мастером балета от Бога. Сегодня нам очень не хватает таких личностей!
— В 1992—19992 г.г. я работал в Кабмине. Это был очень тяжелый период для украинского искусства и киевской Оперы, в частности. Мы часто общались с Анатолием Федоровичем (в ту пору он являлся худруком и главным балетмейстером театра). Мы думали, как сделать так, чтобы труппа Национальной оперы нормально работала. Ведь у артистов балета очень небольшой срок, когда они находятся на пике своей высокой профессиональной формы. Танцовщики должны успеть себя реализовать в искусстве. Им нужно создать условия для работы, дать творческий импульс, простор для реализации актерского «я» не только в родном театре, но и в мире. Балеты Шекеры настолько мастерски сделаны, что в них многие танцовщики раскрывали с разных сторон свой дар и этими спектаклями мы презентовали украинский балет. Поэтому, несмотря на финансовые трудности, мы все таки организовали гастроли театра за рубеж. Вы знаете, я считаю, что в стране должен быть один оперный театр со статусом «Национальный» и это киевская Опера. Должен быть и один драмтеатр и один музей, один университет с этим высоким названием — «Национальный». Иначе все понятия нивелируются… Я вспоминаю, какие восторженные отзывы в зарубежной прессе были от гастролей балета и хора Национальной оперы Украины — нашим артистам рукоплескала публика Франции, Испании, Японии…
Жаль, что так рано ушел из жизни Анатолий Федорович, но есть большая божья справедливость в том, что остается наша память, память очень выразительная, которая владеет самым большим потенциалом — духовностью, преемственностью поколений, как подчеркнул президент Национального совета по вопросам культуры и духовности при Президенте Украины Николай ЖУЛИНСКИЙ .— Люди, подобные Анатолию Федоровичу рождаются редко, и Украине очень повезло, что мы имели и имеем такого высокого мастера балета. Гала-концерт показал, что наследие Шекера оставил прекрасное, и его дело сегодня продолжают его ученики. Я горд, что балетная труппа Национальной оперы по праву называется одной из лучших в мире. Высокую планку, поднятую Анатолием Федоровичем, продолжают держать те, кто сегодня выступает в его постановках. Все танцовщики прекрасно выступали. Они показали высокий класс мастерства, а мы, зрители, получили истинное наслаждение от этого концерта. Тот духовный огонь, зажженный Шекерой, я уверен, горит в сердцах, темпераменте его учеников...
ИСПОВЕДЬ
В дневнике Анатолий Федорович записал: «Творить в нашей стране всегда было сложно. Когда-то были деньги, но не было свободы. Ныне есть определенная свобода, но нет денег на постановки. Наш народ никогда не жил в нормальном историческом времени. Мы всегда находились в кризисе. Мы пребываем в безвременье, и это очень тревожит».
Из нереализованных задумок Шекеры — балет «Потерянный рай» на библейский сюжет. Именно эту постановку он считал главной в своей жизни. По словам Элеоноры Михайловны Стебляк, «Потерянный рай» — спектакль о том, что когда человек теряет веру в высшие идеалы, то терпит крах. Анатолий Федорович мучительно искал музыку, считая, что ее должен написать очень талантливый композитор. Он хотел поставить балет-исповедь…