Слово — материал мягкий и податливый. Почти, как сырая глина. Словами можно строить, склеивать, чинить, и даже вязать. Словесная вязь в умелых руках легко превращается в образы и истории, в притчи и зарисовки. Алена Сибирякова рассказала книгу «Траектория События». Именно «рассказала», потому что тексты, составляющие эту книгу, легки, воздушны и часто намеренно несерьезны. Эта книга — особого жанра.
С ее первых же страниц возникает впечатление, что слова и истории этой книги сперва лежали в шкатулке. Алена Сибирякова время от времени открывала шкатулку и добавляла внутрь иной раз сказку, иной раз какое-то свое переживание. А однажды, по- видимому, шкатулка упала и раскрылась. И пришлось автору впервые собирать рассыпавшиеся по ковру истории. Собирала она их аккуратно и также аккуратно складывала: сказки к сказкам, путешествия к путешествиям. И получилась книга, книга, которая располагает к чаепитию, к общению. В ней присутствует странная взрослая детскость. Весь окружающий мир двух авторов очищен от зла и трагедии. Взрослые ведут себя как дети, а настоящих взрослых практически нет. Художник всегда с большой буквы и всегда влюблен. Происходящее наполнено романтикой, которую невозможно нарушить обыденностью жизни. Потому, что сама обыденность в жизни героев и героинь книги отсутствует. А вот когда героини отправляются в путешествия: или в Тунис, или в Иорданию, или куда-нибудь поближе, они с радостью романтизируют чужую, заграничную обыденность. Чашечка кофе в кафе где-нибудь в Акабе станет причиной разговора с молодым арабом, разговор перейдет во флирт. Она, героиня, не уверена в своих желаниях, но почему бы не помечтать и не попредставлять себе происходящее, каким оно могло бы быть? В этом она себе отказывать не собирается. И в обмен на вежливое «нет», сказанное ненавязчивому молодому арабу, она получает серебряный браслет.
«А что вы скажете о любви?» — спрашивает Анна своего работодателя-художника в рассказе «Звездный час». Не важно, что он говорит ей в ответ. Важно, что он остается для нее «загадочным и великим человеком». Она всего лишь убирает в его мастерской, куда он постоянно приводит длинноногих «муз». А он, всего лишь, не способен любить.
Не способны любить и мужчины-дети из рассказа «Гусарики». Именно поэтому они и «гусарят», играют в русскую рулетку, и в конце концов легко по-детски переступают через своего приятеля, который проиграл. С точки зрения вечности все эти занятия взрослых детей не имеют никакого смысла и значения.
Зато вещи и понятия куда более эфемерные неожиданно прорастают плотью в других сказках-рассказах Алены Сибиряковой. Тени располагаются подальше от людей. Особенно, если эти люди рассаживаются ночью вокруг костра. Молчание вдруг оказывается языком влюбленных. Всякую мелочь — одушевленную или не очень, автор может превратить в действующее или бездействующее лицо своих фантазий. Это уже вам, читателям, предстоит задумчиво улыбаться и задаваться вопросами: «А есть ли у всех этих персонажей- мужчин реальные прототипы? А всегда ли автор видит себя в главной героине? И что из описанного на самом деле происходило с ней?»
Эта книга не утащит вас за собой в глубины философии. Она просто отвлечет и развлечет. И заставит лишний раз заглянуть в зеркало, чтобы проверить: а вдруг это все обо мне?
Так что, не спешите. Сначала заварите чай. Лучше — зеленый с жасмином. А потом откройте эту книгу.