Где иностранцу лучше выучить украинский язык и культуру? Конечно, в самой Украине! Так рассуждали основатели Международной школы украинистики, создавая ее как структурное подразделение Национальной академии наук Украины. Уже в течение более чем 20 лет здесь с радостью принимают небезразличных к Украине студентов и специалистов из разных стран мира.
Так, второй год подряд в Школу приезжают представители Архангельской региональной национально-культурной автономии «Украинцы России». Это преподаватели по вокалу, сценическому мастерству, туристическому маркетингу, народные мастера. В частности, в этом году участие в летней школе приняла Лариса Ивановна Семенова — мастер по изготовлению писанок и вышивки, преподаватель психологии и педагогики Архангельского педагогического колледжа. Стала слушательницей Школы также известная бандуристка и исполнительный директор автономии Галина Бойко. Их жизнь сложилась за пределами Украины, однако они признают, что своими талантами — замечательным голосом, умением чувствовать музыку, красиво вышивать — благодарны своим генетическим связям с Украиной.
В течение последнего десятилетия Школу посетило свыше 300 человек из более чем 20 стран мира. Слушатели проходили летние курсы по украинскому языку, истории, литературе, культуре. Но невзирая на то, что заинтересованность иностранцев деятельностью Международной школы украинистики растет, интерес самого государства к формированию собственного позитивного имиджа в мире, к сожалению, снизился.
«DOBRY DZIEN», ТО ЕСТЬ «ДОБРЫЙ ДЕНЬ»!
Международная школа украинистики была создана в 1990 году на волне национального подъема в преддверии независимости Украины. На тот момент было важно зарекомендовать себя перед мировым сообществом и показать, какой Украина является в действительности — с ее уникальной культурой и историей. Инициаторами основания Школы стали Международная ассоциация украинистов (МАУ), научные, культурные институты Украины и украинского зарубежья. С 1991 года Школу возглавлял Игорь Осташ — известный сегодня украинский политик и дипломат.
У истоков Школы украинистики стояли настоящие патриоты, основатели украинской науки и культуры. Именно они обеспечили мощный потенциал для ее развития. В начале 1990-х в состав ученого совета вошли академик Иван Дзюба (председатель), Николай Жулинский (вице-президент), Марина Гримич (ученый секретарь), писательницы Соломия Павлычко и Оксана Забужко, культуролог Оксана Пахлевская, а также профессора зарубежных научных учреждений: Александр Гаркавец (президент Ассоциации украинистов Казахстана), Григорий Грабович (президент Международной ассоциации украинистов МАУ, профессор Гарвардского университета), профессора Свен Густавссон (Уппсальский университет, Швеция), Джузеппе Дель Агата (Пизанский университет, Италия), Джеймс Дингли (президент Британской ассоциации украинистов БАУ), Вацлав Жидлицкий (Карлов университет в Праге), Степан Козак (Варшавский университет), Роман Шпорлюк (Мичиганский университет), Богдан Кравченко (вице-президент МАУ в Канаде), Марко Павлишин (президент Австралийской ассоциации украинистов, профессор Университета им. Монаша).
Благодаря этим людям сформировалась новая генерация ученых-украинистов и славистов, развернулось международное сотрудничество в сфере украиноведения из-за распространения украинского языка. Программа школы была рассчитана на аспирантов, молодых научных работников, студентов, членов украинской диаспоры и всех желающих, заинтересовавшихся украинистикой и славистикой.
В 1999 году вектор деятельности Школы сместился на утверждение польско-украинских связей. Это было связано с тем, что МШУ возглавил основатель кафедры полонистики в Институте филологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, профессор Ростислав Петрович Радишевский. Слушателями стали польские студенты и иностранные преподаватели, которых интересовала Украина с профессиональной точки зрения.
В качестве формы обучения организаторы выбрали уже привычный в мире и максимально адаптированный к летней учебе формат.
— Пытаемся организовать занятия как можно более легко и в то же время наполнить их научными лекциями, познавательными экскурсиями, мастер-классами, — отмечает заместитель директора Школы Алена АРТЮХ. — Занятия по украинскому языку, например, сориентированы больше на практику общения. К нам приезжают иностранцы, которые уже раньше изучали язык, потому им важно погрузиться в языковую среду. Разумеется, за три недели полностью овладеть любым языком невозможно, однако приобрести речевые навыки на основе элементарного общения полностью реально. Приятно наблюдать, как ломаный украинский постепенно шлифуется, и уже через три недели видны изменения в речи наших слушателей.
Учеба проходит на базе Института последипломного образования Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко. Преподают для студентов специалисты Школы: Наталия Георгиевна Сидяченко и Людмила Домиливская — обучают языкам, Юрий Иванович Ковалив и Александр Григорьевич Астафьев — знакомят с эмиграционной литературой, литературой периода «расстрелянного возрождения», а также тенденциями современного литпроцесса. К тому же литературоведы преподносят материал так, чтобы вызвать интерес, стимулировать к более глубокому изучению темы.
— Профессор Ковалив, читая свой курс, посоветовал нам посетить украинские книжные магазины, дал даже список рекомендованной литературы. Что я сделал сразу и не пожалел, — вспоминает один из слушателей нынешней летней школы, аспирант Российского государственного гуманитарного университета Максим НОВИКОВ, который изучает украинско-российские связи в сфере образования.
Другие ученики школы также возвращались домой с переполненными чемоданами украиноязычных книжек — от классиков нашей художественной литературы до современников.
Научный сотрудник МШУ Галина Кличак традиционно читает лекции по украинской культуре, знакомит слушателей с народными обрядами и обычаями. Слушателей особенно захватывает празднование Ивана Купала, в котором они обычно принимают непосредственное участие в Музее народной архитектуры и быта «Пирогово».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА — ЭКСКУРСИИ
Разных по возрасту и происхождению учеников объединяет одно — желание выучить язык и познакомиться с культурой. А организаторы уже формируют для них соответствующую программу. В этом году будущим архитекторам из Гданьской политехники Борису и Оресту Синовцам интересно было увидеть Софию Киевскую и Уманский дендропарк «Софиевка», Национальный ботанический сад им. Гришко. А в прошлом году среди слушателей школы была студентка-медик из Сербии, для которой организовали встречу с профессором Национального медицинского университета им. Богомольца.
В течение трех недель после утренних занятий слушатели переходят, так сказать, к практическому закреплению материала — экскурсиям. Например, прослушав утром лекцию по истории казачества, после обеда они собственными глазами увидят эту «живую» историю, быт казаков в музейных экспонатах Национального музея истории Украины.
Последние два года Международная школа украинистики значительно расширила географию своих гостей. Наша страна вызывает большой интерес у сербов, американцев, французов, словаков, россиян и чехов, которые с удовлетворением приезжают в школу. Как правило, они имеют украинские корни или изучают украинский язык для расширения и укрепления своего бизнеса. Каждый раз это представители разных профессий.
— В этом году мы встречали социальных работников, преподавателей, инженеров, экономистов, будущих медиков и архитекторов, — рассказывает ученый секретарь Олеся ЦЕРКОВНЯК-ГОРОДЕЦКАЯ. — Возможно, со временем в отдельную ветвь нашей деятельности перерастет работа с научными сотрудниками и аспирантами, и мы сможем сотрудничать со многими зарубежными научными учреждениями, не ограничиваясь проведением совместных летних курсов. Особенно ценно, что такие связи возникают на основе взаимной заинтересованности, которая впоследствии перерастает в крепкие дружеские отношения, что становится залогом успеха для осуществления общих идей и проектов.
Вот уже два года подряд школа проводит мастер-классы по изготовлению оберегов и кукол-мотанок. Ученики от этого в восторге. Изготовив куклу-мотанку, одна из слушательниц так увлеклась этим процессом, что пообещала дома совершенствовать полученные умения. А в прошлом году лепка горшков на гончарном круге настолько вдохновила еще одну слушательницу, что по возвращении домой она поступила в художественный вуз, выбрав профессию гончара.
— В дальнейшем работа Школы может быть расширена. Иностранцы, которые приезжают к нам, являются представителями своих культур, имеют отличающийся от нашего стиль общения. Это в качестве источника для исследований может заинтересовать психолингвистов. Мы открыты и приглашаем к сотрудничеству всех, небезразличных к украинистике, — подчеркивает Олеся ЦЕРКОВНЯК-ГОРОДЕЦКАЯ.
МЫ — ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ!
Примечательно, что в 1990-х Украина интересовала иностранцев как вновь созданное государство со своими культурными традициями и обычаями. Зато сегодня наша страна их привлекает своими ресурсами, они ищут ответ на вопрос: «Что такое Украина?», «Что Украина может дать?», «Стоит ли в нее вкладывать инвестиции?».
— Неоднократно мы становились свидетелями конструктивных дискуссий наших слушателей: открытие кофеен, гостиниц, детских площадок. Наша гостья из Архангельска, украинка Лариса Семенова, предложила сотрудничество относительно разработки российскими студентами новых туристических маршрутов по Украине. Это для нас очень актуально, ведь до сих пор Школа не имеет специалиста по туризму. К тому же был бы новый интересный опыт, — отмечает пани Олеся.
Ученики говорят, что увидели новую, динамичную Украину. Удивило их то, что на улицах Киева редко услышишь украинский язык, а на раскладках с прессой — преимущественно русскоязычные издания. Удивили и слишком высокие цены на украинские книжки.
А между тем проведение нынешней летней школы было под угрозой, ведь государство на ее проведение так и не выделило обещанные средства. Это существенно отразилось на количестве экскурсий.
— Школу украинистики можно смело назвать Школой дружбы, ведь много музеев, парков, предприятий соглашались сотрудничать с нами и проводить экскурсии бесплатно, исходя из элементарного желания — поддержать наше общее дело, показать миру украинскую культуру и источники ее духовности. В Чернигове, например, заявил о своем желании нам помочь преподаватель Черниговского национального университета, кандидат исторических наук Владимир Пилипенко — непревзойденный знаток своего дела, который выводит обзор исторических достопримечательностей за пределы простых фактов, с душой рассказывает о родной земле. Владимир мужественно выдержал шквал вопросов от иностранцев, которых интересовало все, в частности и наличие привидений в местных пещерах. А наибольшим вознаграждением для нас стало то, что ученики, уезжая домой, организацию нашей школы поставили на одном уровне с аналогичными летними школами Ниццы и Парижа, — рассказала АЛЕНА АРТЮХ.— Мы искренне благодарны музеям, которые пошли нам на встречу. Это Национальный заповедник «София Киевская», Национальный музей народного быта Украины «Пирогово», Национальный музей истории Украины, Национальный научно-природоведческий музей, Национальный музей Тараса Шевченко, Центр народоведения «Мамаева слобода», Национальный дендрологический парк «Софиевка», Киево-Печерская лавра и др.