Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Шлях Тараса» как образец единства

К юбилею Кобзаря (из всех оперных театров) только донетчане подготовили масштабную премьеру!
15 апреля, 2014 - 12:08
ФОТО АЛЕКСАНДРА ЕРМОЧЕНКО

Впервые в Донбасс Опере поставили «Шлях Тараса» Александра Рудянского, премьеру которой автор ждал два десятилетия! И вот на прошлой неделе (несмотря на сепаратистские действия в центре донецкой столицы, захват здания облгорадминистрации пророссийскими элементами) произошло знаменательное культурное событие: совместными силами студентов Донецкой музыкальной академии им. С.С. Прокофьева, учащихся Донецкой областной специализированной музыкальной школы для одаренных детей, солистов и музыкантов театра под управлением дирижера и режиссера Тараса Микитки была поставлена опера современного украинского композитора Александра Рудянского «Шлях Тараса». Авторами либретто являются Виталий Юречко и Виктор Рева.

Своими впечатлениями о спектакле с читателями «Дня» поделилась режиссер Донбасс Оперы, преподаватель режиссуры кафедры академического пения Донецкой музыкальной академии Валентина КУРКЧИ-МАКСИНА:

— Маэстро Рудянский должен быть счастлив, что его детище — опера «Шлях Тараса» состоялось. Но мне кажется, что если бы не усилия многих людей, причастных к этому проекту, а особенного самого главного — музыканта, дирижера, режиссера-постановщика, руководителя, вдохновителя многих идей и их воплощений Тараса Микитки, то этого могло бы и не произойти.

Постановка современной оперы (я имею в виду, по музыкальному материалу, а не по сюжету) — это тяжкий гигант, который не каждому коллективу по плечу. И то, что постановщики воплотили эту идею на сцене Донецкого театра — это творческий подвиг. Гений Тараса Шевченко, бесспорно, того стоит.

— Давайте поговорим о сюжете оперы. Какой путь проходит Тарас Шевченко у композитора Александра Рудянского, а также дирижера и режиссера-постановщика спектакля Тараса Микитки?

— В сюжетной линии оперы заложена огромная философия дум и переживаний за будущее Украины. На этом фоне музыка сложная, оркестр перегружен (особенно духовая группа), но она звучит, как воззвание к потомкам.

В первой картине перед нами предстает молодой, красивый и энергичный Тарас Шевченко (солист Донбасс Оперы Сергей Дубницкий). Он слышит, как слепой Кобзарь Остап Вересай исполняет думу поэта. Вокальную партию Остапа хорошо спел студент IV курса Игорь Руденко. Во взаимодействии с Уляной, племянницей и своим поводырем (солисткой Донецкой областной филармонии Татьяной Гуртовенко, которая обладает красивым тембром высокого сопрано), они представили линию народа Кобзаря, который проповедует стихи и песни Тараса Шевченко.

Наряду со сложными симфоническими и вокальными фрагментами, в опере есть лирические и игровые сценки, чудесный детский хор (вокальная группа хора Cantus специализированной музыкальной школы для одаренных детей под управлением Анны Сираш).

В опере также заняты и студенты музыкальной академии. Так, во второй картине — квартира Николая Гулака, где собрались члены Кирилло-Мефодиевского общества — каждый из студентов академии (вокальной и хоровой кафедры) показал свой певческий голос и внес сценическую лепту в спектакль.

Один из самых удачных, на мой взгляд, фрагментов оперы — это песня Забаржады в исполнении солистки Донбасс Оперы Анны Усовой во втором действии, когда Шевченко уже находится в ссылке в Оренбургском гарнизоне. Ее голос — как журчащий ручеек, а восточный колорит пластики, легкое кокетство в сочетании с огромной преданностью и любовью к Тарасу оставляют в памяти эту исполнительницу.

Очень красивый дуэт Забаржады и Шевченко. Во втором действии партию Шевченко исполняет другой артист — Анатолий Воронин. В этом дуэте певец почувствовал свою родную стезю — украинской лирической песни. Тембр голоса звучит красиво и волнительно. Сама сцена позволяет выразить всю гамму чувств. Композитор, режиссер, солисты — все едины в этой гармонии.

— Валентина Владимировна, настоящим украшением оперного спектакля является хор музыкальной академии (руководитель и дирижер Алиме Мурзаева)...

— Все хоровые сцены выстроены на контрасте: игровые, лирические, драматические. Хор звучит интонационно чисто. Это очень важно, учитывая, что поют студенты (дирижерско-хорового и вокального отделений). По специфике это разная подача звука. Вот здесь нужны профессионалы: концертмейстеры (главный концертмейстер — Инна Максудова), хормейстеры... Безусловно, это огромный труд руководителя хора Алиме Мурзаевой, но главный цензор — это, конечно же, Тарас Микитка.

Одной из самых ярких сцен спектакля является хор «Думы мои, думы...» — заповедная молитва. Идеальное исполнение хора, режиссерское решение, постепенное зажигание свечей, голубой свет, уходящий в пространство, и Тарас Шевченко, идущий между знакомыми лицами парней и девчат, которые на сцене стоят так близко и находятся так далеко — в родной Украине. И только его думы позволяют приблизиться душой и мыслями к самому сокровенному...

Имея опыт дирижера и режиссера, Тарас Микитка с разных позиций выстраивал звучание хоровых групп и солистов, учитывая сценическое размещение и режиссуру всех хоровых сцен. Так, к примеру, хор «Реве та стогне...» выходит из зала, располагается у порталов и вверху, на балконе. Эту мощь звучания усиливает видеоряд, где показаны картины бушующего Днепра. Сильная река — отражение всей мощи державы, свободной Украины. Я считаю, что философское и эстетическое влияние в этих сценах и в опере в целом неоспоримо.

— Какова роль видеоряда в спектакле?

— Автором и режиссером видеосопровождения к спектаклю «Шлях Тараса» является Мирослав Бабуков. Это по-настоящему высокопрофессиональная работа. Видеоэкран на протяжении всего спектакля очень помогает своей художественностью, философией, современным языком видения, красочностью, разнообразием подачи материала, начиная от бытовых сценок: хатки, подсолнухи, украинская природа... Вот Днепр — кипучий и могучий, как восставший народ, плывущие облака и стремительно бегущая дорога, как промчавшиеся годы трудной жизни нашего Кобзаря.

В одной из последних картин оперы перед зрителями предстает лик Мадонны (Шевченко хочет покончить с жизнью) — мольберт со свечой и появление призрака его любимой Оксаны усиливают общее впечатление. Когда же на видеоэкране появляется Мадонна с младенцем, Тарас становится на колени перед образом со словами: «О, Пресвятая, Пречистая, забери мою многострадальную душу...» Это последняя молитва умирающего. В такие моменты чувствуешь всю силу оперного искусства и победу духовной гармонии.

— Режиссер Микитка представляет нам двух Тарасов — молодого, энергичного, устремленного в будущее, и зрелого, непокоренного. Два разных Тараса — два актера. Как вам такая идея?

— Дирижерское и режиссерское решение музыкального и сценического образа двух исполнителей Тараса Шевченко было верно и полностью оправдано. Молодой Шевченко (Сергей Дубницкий) обладает лирическим баритоном, он музыкален, с хорошей внешностью и сценическим опытом работы в оперном театре. Кроме вокального материала партии, в ней много моментов речитатива на плотном звучании оркестра. Это усложняет задачу певца: приходится подстраивать свой голос на определенную тональность. И к тому же нужно вложиться в музыкальный материал. Я считаю, что Сергей Дубницкий прекрасно справился с этой задачей.

Последняя сцена спектакля несколько перегружена звучанием оркестра и сложностью музыкального изложения. В опере, в любом раскладе, главным остается певец — его голос. Анатолий Воронин обладает настоящим драматическим баритоном, он имеет огромный опыт работы в филармонии и на оперной сцене. Певец свободно справляется с высокой тесситурой и в полной мере раскрывает образ зрелого Шевченко.

Постановка оперы «Шлях Тараса» стала одним из самых ярких символов памяти 200-летия Великого Кобзаря — светоча украинской и всемирной культуры. Очень хочется, чтобы на эту постановку обратили внимание не только деятели культуры, но и наши политики, так как гении и пророки не умирают, а бессмертно несут высокую миссию духовного процветания.

В самом конце оперы слышится звон колоколов. Разница перезвонов говорит нам о том, что закончился земной, такой непростой и многообразный, путь Кобзаря и открылся новый — бесконечный...

Римма ВЕРЕМЕЙКО, Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ