Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сила самозащиты

Можно ли противостоять такому «модному» явлению, как ненормативная лексика на сцене
17 февраля, 2016 - 16:29

Были разные революции — буржуазные, технологические, октябрьские, бархатные, была и революция роз. У нас — Революция Достоинства. Сугубо украинское явление. Для Украины достоинство — абсолютно генетическое качество. Привитое природой. Нет для украинца ничего ценнее достоинства. Он может быть голым, босым, пьяным, побитым, но вопреки беде будет держаться с достоинством. Наши оскорбленные, униженные девушки и женщины топились не столько по причине обмана, сколько из-за унижения их достоинства. Вспомните Харитину из «Наймички» И. Карпенко-Карого, Катерину Т. Шевченко и их подруг. Наши мужчины тоже той породы. Николай Задорожный из «Украденого щастя» И. Франко готов пережить измену жены, но хватается за топор, когда жандарм опять топчет его достоинство. Михаила тоже можно понять, у него своя правда. Теперь он — негодяй.

«Недостойный» — «не-достоин» — человек без достоинства. Человек, который не считается с достоинством других, допускает оскорбление достоинства своего и других, опускает себя ниже предела достоинства. Это тот, кто унижает, обижает, ругает кого-то, это тот, кто дерется даже в парламенте, кто разговаривает матерными словами. Ведь ненормативная лексика нацелена, по сути, именно на унижение, на уязвимость достоинства. А унижая другого, такой «мастер художественного слова» опускает и собственное достоинство, то есть себя, ниже плинтуса. Матерные слова пришли в Украину от татаро-монголов и от росийщины, которые как раз стремились унизить «хохлов», подчинить их, обессилить.

Но как обойтись без крепкого словца в минуту эмоционального всплеска? Украинцы имеют собственный лексикон на этот случай. Ярослав Стельмах насобирал его на целый монолог для героини пьесы «Любовь в стиле барокко». Наши национальные ругательства насыщены образностью, ассоциациями и даже юмором. Объект ругательства скорее высмеивается, достоинство его не унижается.

Сегодня известно, что у раба нет достоинства. Раб терпит, терпит все — сверхтяжелый труд, голод, холод, побои, ужасные и унизительные условия жизни. На том держится психология раба. Лишенный достоинства, раб легко подчиняется, им легко манипулировать, вытягивать его силы — физические и духовные. Труженики российской и советской империи, невзирая на государственный лозунг «Мы — не рабы», были как раз рабами. Их психика была изуродована крепостничеством самого разнообразного типа. Антон Чехов по капле выжимал из себя раба. Многим из нас тоже придется это сделать.

Но нам коварно насаждают именно рабское сознание, постоянно призывая терпеть, облагая теми же матерными словами, которые сегодня стали чуть ли не разговорным языком. Спасибо, что еще радио и телевидение придерживаются литературной нормы — чтобы не забывали. Глушат соответствующее слово писком. А театр, якобы в погоне за «правдой жизни» все больше употребляет ненормативную лексику. Особенно этим кичится Лесь Подеревянский и последние сректакли театра «Золотые ворота». Это целенаправленная ориентация на поддержку и воспитание рабского сознания, или безответственности людей творческих?

Уже не говорю о том, что учеными объективно доказано — ненормативная лексика вредит здоровью человека, разрушает его ауру, калечит энергетику.

На русский язык слово «гідність» переводится как «достоинство». Слышите — «купюра достоинством в...». То есть это цена денежной единицы. И цена человеческой личности. А «негідник» — «негодяй», «негодник», то есть не-годен для добрых, созидательных дел.

Достоинство побуждает уважать, не унижать другого человека. Избыточность достоинства называется иначе — гордость, заносчивость. Человек преувеличивает свою значимость, вероятно, в безграничности своих возможностей и власти. Поэтому позволяет себе нарушать допустимый предел достоинства. Когда «проффесор» Янукович бьет в лицо интеллектуала профессора из Хмельницкого — это высокомерие негодяя, пьяного от неограниченности власти. Когда герой пьесы М.Кропивницкого «Дай серцю волю, заведе в неволю» Никита Старостенко поднимает топор на соперника, понятно — характер его обусловлен тем, что он толстосум, первый парень на селе, еще и сын старосты, привык иметь все, чего пожелает. А здесь бедная девушка с достоинством отказывает ему в ухаживаниях. Негодяй.

Кстати, именно женщины отличаются чувством достоинства и имеют силу превратить его в средство самозащиты, в защиту своей личности. Даже в рациональной Европе. Вспомним Медею, Антигону, Федру. А в славянском мире тем более. Даже в изуродованной рабством России. Помним Катерину в «Грозе», Ларису в «Бесприданнице», пьесы А. Островского, Сонечку Мармеладову, Катюшу Маслову... Мне лично чувство достоинства, воспитанное семьей, помогало в достаточно острых ситуациях жизни. Для сохранения своего достоинства женщины могут отказаться от многого, даже могут выбрать смерть. Или пойти на убийство. У них такие реакции встречаются чаще, чем у мужчин. Может потому, что они более эмоциональны, более впечатлительны, тоньше воспринимают жестокость действительности.

Теперь опасно безответственно играть с чувством достоинства людей. Вот, скажем, украли у вас бумажник — болит не столько потеря, сколько ваше самолюбие. Обманули, дураком сделали. Не крадите у людей последнее, не унижайте их обманом, не задевайте их достоинство. Может накопиться критическая масса... И тогда Майдан, Май-дан, Май-дан — слышите набат?

А сейчас поразмышляйте — честь и достоинство — одно и то же? Или есть оттенки смысла этих понятий? И что содержат слова нашего гимна: быть «козацького роду»?

Валентина ЗАБОЛОТНАЯ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ