Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сказка о Власти и быль о людях Искусства

19 декабря в Киеве состоится вечер, посвященный 80-летию Национальной оперетты Украины
18 декабря, 2014 - 11:00
«СИЛЬВУ» ИМРЕ КАЛЬМАНА КРИТИКИ НАЗЫВАЮТ «ОПЕРЕТТОЙ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ». ЭТУ ПОСТАНОВКУ МОЖНО УВИДЕТЬ 29 ДЕКАБРЯ / ФОТО АНАТОЛИЯ ФЕДОРЦИВА

...Зимой 1934 года, во время рождения Киевского театра музыкальной комедии, к его колыбели, как и к другим младенцам, пришло три феи. Первой была веселая и бойкая красавица Оперетта, второй — общительная и искренняя Публика, а третьей — строгая и ответственная Власть. Все три колдуньи склонились над колыбелью, и каждая пожелала только что созданному театру чего-то особенного. Оперетта желала долголетия и звездных успехов, Публика — аплодисментов и побольше денег, а Власть желала театру-младенцу всегда быть осмотрительным и послушным.

Сначала те, кто нянчился с театром, искренне верили в его безоблачное будущее, в то, что из малыша вырастет что-то нужное для всех. Поэтому его первый художественный руководитель, ученик Леся Курбаса Сергей Каргальский настроился на создание настоящего украинского музыкально-развлекательного театра, в котором пели бы не на русском, а на украинском языке. Так, Киевская музкомедия открылась веселой опереттой венского классика Карла Целлера «Продавец птиц», а для постановки оперетты Жака Оффенбаха «Синяя борода» Каргальский пригласил опытного опереточного режиссера Алексея Феону. Дальше появились «Цыганская любовь» Франца Легара, «Сильва» Имре Кальмана, «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, причем в переводах на украинский язык Максима Рыльского и Михайля Семенко.

Театр стал расти, взрослеть, но уже через несколько лет Власть избавилась от Каргальского как от врага народа, а Рыльскому, чтобы спастись, пришлось написать оду в честь Иосифа Сталина. Впоследствии и Оперетта, с рождения хранившая завещанные ей буржуазные безделушки, например, страусиные перья, красивые женские ножки, цилиндры и фраки должны были покинуть сцену Киевской музкомедии до лучших времен. Оперетту практически вытеснила музыкальная комедия — такой себе советский развлекательный жанр, где вместо аристократов пели колхозники и другие трудящиеся. Между тем, публика даже в самые тяжелые режимные времена 1937—1938 гг. хотела развлекаться и предпочитала видеть на сцене что-то веселое и оптимистичное, цветущее и солнечное.

Конечно, в выборе дальнейшего пути без Власти не обошлось. Поэтому вскоре шлягером Киевской музкомедии стала знаменитая «Свадьба в Малиновке» Алексея Рябова — фарсовая версия трагических событий гражданской войны и освободительных движений на юге Украины. Так или иначе, но украинскому колориту под тогдашним советским лозунгом народности и борьбы с буржуазными пережитками везло больше всего. В 1936—1937 годах появилось сразу несколько новых украинских музыкальных комедий: Марко Терещенко поставил «За двумя зайцами» Алексея Рябова и «Вий» Михаила Вериковского, а в 1938 году Александр Завина воплотил оригинальное музыкальное произведение Сергея Жданова по мотивам пьесы Ивана Карпенко-Карого «Паливода XVIII века».

В результате в конце 1930-х годов Власть по-настоящему окружила Киевскую музкомедию своей заботой. Тогда ее директором стал легендарный Виктор Гонтар — человек с театральным образованием, деловитый и хозяйственный, а еще — зять Никиты Хрущева. Отныне коллектив, которому постоянно приходилось балансировать между вкусами Публики и партийными решениями, превратился во влиятельный столичный театр с идеологически выдержанным репертуаром и особой охранительной грамотой. Его афиша все плотнее заполнялась музыкальными произведениями советских композиторов: Бориса Александрова, Матвея Блантера, Исаака Дунаевского, Дмитрия Кабалевского, Владимира Соловьева-Седого, Оскара Фельцмана, дополнением к которым становились произведения главного дирижера театра Алексея Рябова.

Но театру везло не только с Властью, но и с людьми искусства. Здесь продолжали работать ученики Леся Курбаса — режиссеры Борис Балабан и Александр Завина, оформляли спектакли художники Борис Эрдман и Вадим Меллер. На короткое время, став главным режиссером Киевской музкомедии, Борис Балабан решил вернуть театру опереточную стильность и блеск. В голодные послевоенные годы, как будто отрицание реальности, в его постановке появляются легендарная оперетта Шарля Лекока «Жирофле-Жирофля» и стилизованный спектакль «Боккаччо» Франца Зуппе.

«Апогеем удивительного сочетания опереточной традиции и жестких идеологических требований советской сцены должен был стать спектакль Бориса Балабана, среди действующих лиц которого значился лидер пролетарской революции Ленин. До премьеры дело так и не дошло, потому что как только руководство театра поняло, что большевикам придется весело отплясывать канкан, спектакль закрыли»

Тем временем конкуренцию этим популярным произведениям прошлого уже составляли новые советские оперетты «Вольный ветер» Исаака Дунаевского и «Трембита» Юрия Милютина, поставленные Владимиром Вильнером. Флер прекрасной нездешней жизни теперь создавали идеологически правильные произведения, в которых рабочие упорно боролись за свои права, крестьяне верили в советское будущее, а главное, все продолжали радостно петь и танцевать, как в «Чудесном краю» А.Рябова и Л. Юхвида в 1950 году.

Апогеем этого удивительного сочетания опереточной традиции и жестких идеологических требований советской сцены должен был стать спектакль Бориса Балабана, среди действующих лиц которого значился лидер пролетарской революции Ленин. До премьеры дело так и не дошло, потому что как только руководство театра поняло, что большевикам придется весело отплясывать канкан, спектакль закрыли.

В 1966 году, во времена оттепели, Киевская музкомедия стараниями ее нового руководителя Бориса Шарварко в конце концов обрела свое настоящее имя — театр Оперетты. Этот каверзный сценический жанр, который Власть пыталась всячески использовать в свою пользу, поскольку его очень любила Публика, наконец был узаконен и, казалось, ему уже ничего не угрожало. Однако избавившись от клейма вредной, Оперетта оказалась совсем незащищенной от новаций театральных и в 1970-е годы казалась уже безнадежно устаревшей. Публика же, которая стояла у колыбели театра рядом с Опереттой и нашептывала о счастливом будущем, также ее предала: отныне ее любимцами стали новые для советской сцены мюзикл и рок-опера.

Сейчас на сцене Киевской Оперетты, которой исполняется 80 лет, помещается все — и старое, и новое, и возможное, и невозможное — оперетты, комические оперы, водевили, музыкальные комедии, мюзиклы и даже балеты. Ведь невзирая на то, что три колдуньи, когда-то вместе склонившиеся над колыбелью новорожденного театра, постоянно спорили, большинство из того, что пытались привить ему многочисленные художественные руководители, Александр Барсегян, Владимир Бегма, Сергей Смиян, Виктор Шулаков, плодотворно проросло и сохраняется до сих пор как священные театральные реликвии. А во времена художественного руководства Богдана Струтинского киевская Оперетта вообще превратилась в театрально-рекреационную Мекку города, куда билеты необходимо бронировать заблаговременно и готовиться к роскошному театральному вечеру, где забываешь практически обо всем.

Немногим менее ста лет тому назад киевлянка София Федорченко написала удивительно проницательную книгу о событиях Первой Мировой войны «Народ на войне». Кроме окопного быта, там речь идет и о театре, о том, чем был он для тех, кто отправлялся на фронт, кто постоянно мысленно возвращался к увиденному на сцене и чувствовал шквал позитивных эмоций, побуждавших его бороться за жизнь. Таким образом праздничность театра, которая иногда кажется неуместной, наполняется тайным смыслом, известным лишь тем, кто бывал на войне.

P.S. В программе Bravo I’Operette! прозвучат оригинальные номера при участии ведущих вокалистов театра, артистов хора, балета и оркестра. На юбилей приглашены самые известные артисты из музыкальных театров Украины и Европы. В праздничном  концерте прозвучат хиты из легендарных оперетт и состоятся неожиданные премьеры.

Анна ВЕСЕЛОВСКАЯ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ