Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сказка странствий Владимира Шпанько

11 апреля, 2002 - 00:00

Однако главное заключается, конечно, в другом. Некий маршрут в пейзажах Владимира Шпанько всё-таки даже не предполагается, а больше того — предлагается. Не явный — тайный, не горизонтальный (в реальном пространстве), а вертикальный — вверх и вглубь, иными словами — к небу и в самого себя.

Может быть, именно поэтому пейзажи Владимира Шпанько вызывают такую бездну ассоциаций — от Рериха до Сальвадора Дали (и в обратном порядке). Автору этих строк они всего более напоминают поздние работы Куинджи — странные картины-эскизы, которые он создавал тайно и не показывал даже ближайшим, любимейшим ученикам (в их числе, между прочим, тому же Рериху). Но только здесь всё — с точностью до наоборот, потому что свои пейзажи Владимир Шпанько ни от кого не прячет и охотно демонстрирует, в том числе — и экспонирует.

Чему именно посвящены и ради чего созданы эти картины — однозначно, пожалуй, и не скажешь. Прежде всего эта своеобразная живописная «зачарованная Десна» — сама о себе. О привычных, казалось бы, мотивах — вода, небо, деревья. О том, что этого, в общем, и достаточно. Для чего? Отдыха? Осознания? Тут, по-видимому, начинается новый список предположений.

Пейзажи Владимира Шпанько странно неподвижны. Ветер, способный гнать по небу облака или шевелить листву на деревьях, здесь, кажется, неведом. Даже чуть заметная рябь на воде (если она вообще возникает, что, пожалуй, всё-таки является исключением из правил) — скорее слабое шевеление, только подчеркивающее отсутствие подлинного движения. Что это — обычная тишь столь любимого художником «тихого вечера»? Так или иначе, порой в этой торжественной монументальности появляется что-то жуткое — то ли символическое, напоминающее о явленных через природу знамениях, то ли довременное, когда любоваться всем этим позолоченным великолепием было еще некому (или уже некому?).

Впрочем, справедливости ради следует сказать, что в пейзажах Владимира Шпанько бывают люди. Но они там именно бывают — присутствует в сделанных с натуры эскизах, а в законченных картинах исчезают неведомо куда. Кроме собственно людей, бывают ещё атрибуты, этакие предметные напоминания о них — например, лодки: маленькие такие лодочки, сбившиеся кучкой у огромного леса, на берегу огромной реки, под огромным небом с огромными вечерними облаками.

Оксана ЛАМОНОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ