Недавно в Национальной филармонии с успехом состоялся концерт, где прозвучали три фортепианных концерта Сергея Борткевича. Имя этого украинского композитора польского происхождения конца ХІХ — начала ХХ века только сейчас начинает входить в отечественный музыкальный контекст. Фигура малоизвестная, недооцененная, трагическая. Арест после прихода к власти большевиков, ограбление родительского дома в Харькове, снесение его могилы в Вене бульдозером — все это грустные факты из биографии художника. Многие его музыкальные произведения считаются на сегодняшний день утраченными.
В Украину творчество Сергея Эдуардовича Борткевича (1877—1952 гг.) начало возвращаться в начале 2000-х. Одним из первых его музыку начал популяризировать Николай Сукач, дирижер Черниговского симфонического оркестра «Филармония». В прошлом году в Киеве впервые прошел Фестиваль музыки Борткевича. Вечер, который состоялся недавно, можно назвать продолжением сотрудничества, которое родилось именно на этом форуме. На одной сцене выступили известные пианисты: Павел Гинтов и Евгений Левкулич (Украина) и Альфонсо Сольдано из Италии.
— Год назад, на первом Фестивале музыки Сергея Борткевича состоялся цикл концертов, который охватил все важнейшие направления творчества композитора, — напомнил Павел ГИНТОВ, выпускник Манхеттенской школы музыки. — Это были программы и фортепианной, камерной, вокальной и симфонической музыки. Все это организовали двое молодых музыкантов — аспиранты Киевской консерватории, пианисты Евгений Левкулич и скрипач Темур Якубов.
Я искал произведение, связанное с Крымом, пытался создать концертную программу украинской музыки, которая бы определенным образом отображала то, что сейчас происходит в Украине. Нашел ноты сюиты «Крымские очерки» неизвестного мне композитора с польской фамилией Bortkiewicz. Музыка сразу увлекла, и я захотел узнать больше об этом композиторе. Оказалось, что он украинец, из Харькова, прожил очень тяжелую жизнь, пострадал от мировых войн и тоталитарных режимов. Я стал играть целые программы из произведений Борткевича и записал диск его музыки.
Сергей Эдуардович — одна из самых ярких личностей в истории украинской музыки, по крайней мере, фортепианной. Он был современником Александра Скрябина.
В его музыке трудно не услышать влияние этих двух композиторов, хоть они и были, скорее, антиподами. Влияние Скрябина больше ощутимо в лирических, мечтательных моментах, а с Рахманиновым Борткевича объединяет очень насыщенная, я бы сказал, «мясистая» фортепианная фактура, которая является настоящим подарком для пианистов. Вообще на творчество Борткевича повлияли и программная музыка немецких романтиков (таких, как Шуман и Мендельсон), и симфонизм Чайковского, и гармония Вагнера. Но есть в его музыке и то, что отличает ее от всего остального. На мой взгляд это, прежде всего, его уникальный мелодизм. Он настоящий мастер невероятно красивых, широких мелодий, которые развиваются достаточно неожиданно и не укладываются в обычные каноны и в то же время звучат очень искренне и тепло...
Когда Борткевич в 1912 году писал свой Первый концерт, он жил в Берлине, был успешным композитором, концертирующим пианистом, состоятельным человеком. А когда через 14 лет он писал свой последний, Третий концерт, он был беженцем, которому пришлось оставить все и пройти через невероятные трудности.
Первый концерт длиннее всего из трех, очень оптимистичный, бравурный. Второй концерт для левой руки написан на заказ немецкого пианиста Пауля Витгенштейна, который потерял руку во время Первой мировой войны. Витгенштейн заказал концерты у таких известных композиторов, как Рихард Штраус, Равель, Прокофьев, Бриттен, но именно концерт Борткевича он особенно любил и много его исполнял. А Третий концерт имеет название «Сквозь тернии к звездам» и, наверное, в определенном смысле является автобиографичным. Но мне кажется, что его название можно воспринимать и буквально — как путешествия в космос, к звездам. Этот концерт написан в далеком от современных технологий 1926 году, но в нем есть и полет, и неограниченность космоса, и ослепительное звездное сияние, и невероятное желание осуществить свою мечту, которое оказывается сильнее сомнений, неверия и даже силы притяжения. Интересно, что в этом концерте композитор приобщил к оркестру такие необычные инструменты, как орган и колокола...
— Мы познакомились с Альфонсо Сольдано на Фестивале музыки Борткевича. Он давно заинтересовался его творчеством. Сначала защитил диссертацию на эту тему, а позже издал в Италии первую в мире монографию о Сергее Борткевиче. Очень надеюсь, что она будет переведена на украинский. Альфонсо также записал диск с произведениями Борткевича.