Впервые в Украине с 3 по 15 июня по маршруту: Киев — Львов — Днепропетровск — Одесса прошли гастроли Президентского театра балета Словакии, вызвавшие большой интерес у профессионалов и зрителей. Гости познакомили нашу публику с семью оригинальными спектаклями: «Реквиемом» Верди, «Adagietto» Малера, «Ромео и Джульеттой» Чайковского, «Кармен» Бизе-Щедрина и группы «Deep Forest», трилогией «Мосты» Рахманинова (памяти Сержа Лифаря), «Жар-птицей» Канчелли и «Сумерочками» Моцарта, Россини, Маскани, Бартолди, Хандела.
Коллектив имеет свою полувековую историю. Три года назад театр возглавил молодой и самобытный хореограф Ондрей Шот. Его имя хорошо известно не только на родине — в Словакии, но и в Германии, Бельгии, Польше, Франции. С его приходом Президентский балет стал одним из лучших коллективов в Европе. С гастролями они объездили разные государства. Зрителей привлекает разнообразный репертуар: классика и модерн. Шот — человек очень одаренный. Его постановки всегда выразительны по драматургии, пластике и танцу. Их отличает тонкий психологизм и они основаны на прекрасной музыке. Шот был балетмейстером мировой премьеры «Кармина Бурана» К. Орффа, которая прошла с огромным успехом в столицах многих стран. Для своего дебюта в Украине он выбрал современные постановки.
«ПОСМОТРИ НА СЕБЯ В ЗЕРКАЛО И... НАЙДИ НЕДОСТАТКИ»
— Мы — государственный коллектив, подчиняемся министерству культуры. Наш театр базируется в Кошице, на родине президента Словакии Рудольфа Шустера. Труппа состоит из 45 танцовщиков. Коллектив международный. Кстати, его костяк составляют украинские артисты, — рассказал Ондрей Шот. — В 1974 году в Праге я познакомился с солистом киевской Оперы Евгением Врублевским и с того момента начал работать с украинскими артистами, постепенно подбирая команду единомышленников. Должен признаться, что украинская энергетика, эмоциональность мне очень близки. Работая с танцовщиками разных стран, могу сказать, что киевская хореографическая школа для меня более предпочтительна. В театре я даю возможность актерам развить свой талант и в классическом танце, и в современных постановках. Я принял в труппу ребят, которые в Национальной опере Украины выступали в кордебалете, и взял совсем юных танцовщиков — выпускников Киевского хореографического училища. А у меня они исполняют ведущие партии. Они по-новому раскрылись, и публика на этих гастролях смогла оценить разные грани их мастерства. У нас богатый репертуар. Наряду со «Щелкунчиком», «Лебединым озером», «Жизелью», «Дон Кихотом», «Сильфидой» много новых балетов. Мы — «танцевальный театр, один из ведущих в Европе» — это не мои слова, так говорят критики, побывавшие на наших гастролях. Я рад, что помог ребятам поверить в свои силы. У них огромный потенциал, умножив его на фантастическую работоспособность и имея хорошую базу, знания, полученные в училище, танцовщики могут реализовать свои амбиции в нашем театре. К сожалению, дома, в Киеве, их не оценили. Увы, прав классик: «Нет пророка в своем отечестве». А в Президентском театре балета Словакии солистами стали украинские артисты: Андрей Суханов, Максим Скляр, Михаил Новиков, Антон Форалов, Виктория Врублевская, Наталья Литвинова, Людмила Васильева и др. В труппе нет разделения на премьеров и массовку. Мы одна команда. В одном спектакле ты исполняешь главную партию, а в другом выступаешь в кордебалете. У меня в кордебалете очень тяжелые номера. Фактически весь балет танцовщики находятся на сцене, они живут в тех образах, которые играют.
Я счастлив, слыша аплодисменты и крики «браво» в адрес наших артистов после их выступления. Они молодцы, а вы можете гордиться, что украинских танцоров знают и почитают в разных странах.
В Киеве я уже в третий раз. Первые мои приезды имели частный характер. Я присматривался к танцовщикам, искал тех, которые смогли бы выступать в моем театре. Ныне, на этих гастролях, труппа сдала экзамен. Ведь в зале, кроме тех, кто просто любит балет, было много профессионалов: наших коллег-артистов, хореографов, педагогов, балетных критиков. Слова одобрения из их уст дорогого стоят.
В нашем ансамбле нет интриг, зависти. Тот, кто много работает, больше получает. Каждому артисту я говорю: «Посмотри на себя в зеркало, но не любуясь собой, а внимательно присмотрись к своим недостаткам. Научись анализировать ошибки».
БОЛЬШИЕ СТРАСТИ
— В «Кармен» я почувствовал, что музыки Бизе и Щедрина мне недостаточно. У Щедрина была мелодичность, а у Бизе — драматизм и сентиментальность. Я же хотел страсти, сексуальности, и поэтому включил в спектакль ритмы группы «Deep Forest». Кстати, при всем восхищении талантом Майи Плисецкой, «Кармен», созданная для нее Бежаром, мне не нравится именно классическим решением — танцевать в пуантах. В этом был схематизм. Хотя я себя считаю поклонником творчества Мориса Бежара. В его, особенно ранних, балетах сильное философское начало, и они энергетически воздействуют на зрителей. У меня Кармен (Людмила Васильева) — страстная женщина. Из-за таких вамп-дам совершаются безумные поступки. Ее любовь идет в паре с Роком, смертью (Наталья Литвинова). Подчеркнуть темперамент героини помогают барабанные ритмы, воссоздающие атмосферу спектакля. Драматизм роли Хосе мощно передает Михаил Новиков.
Совсем иначе решен одноактный балет «Ромео и Джульетта». Я шел от романтической музыки Чайковского, но попытался оставить основные сюжетные повороты шекспировской драмы: великой и грустной истории о большой любви — вечной темы, всегда волнующей публику.
«Реквием» Верди я посвятил нашему концертмейстеру Елене Анатольевне Лимарь, умершей от инсульта, и другу театра, молодому танцовщику, киевлянину Анатолию Авдиевскому, погибшему в автокатастрофе в прошлом году. Балет создан на великую духовную музыку, идя от нее, я позволил себе использовать разные танцевальные жанры. До меня никто их хореографов не обращался к этому сочинению. Главные герои спектакля — Жизнь, Смерть, Жена, Муж. Языком танца и пластики я попытался рассказать о бесконечном сражении между любовью и красотой, о том, что лицо смерти иногда появляется внезапно, с болью, а другой раз — как избавление от страданий. Символом материальной стороны жизни и человеческой безопасности становится стул. Если человек по какой-то из причин его теряет — он умирает.
Балет «Adagietto» — о человеке, который ищет, но никак не может найти свою дорогу и смысл в жизни. (За эту постановку О. Шот получил в 1998 году международный приз «Don Perignon». — Т.П. ). Спектакль навеян впечатлениями о знаменитом фильме Висконти «Смерть в Венеции». Музыка Густава Малера для меня стала зримой, когда я приступил к своей постановке. Маэстро родился в Чехии, в Калиште. Прославился как австрийский композитор и дирижер. В период Первой мировой войны он эмигрировал в Америку. Меня потрясла его Пятая симфония, а также «Песни об умерших детях», написанные для голоса с оркестром (стихи Рюккерта). Я долго искал «язык», которым смог бы передать в танце ту гамму чувств, которую вызывает малеровская музыка.
Трилогия «Мосты» основана на музыке Второго Концерта С. Рахманинова. Этот балет посвящен знаменитому хореографу и танцовщику Сержу Лифарю. Я восхищен талантом балетмейстера, киевлянина, который три десятка лет возглавлял труппу парижской Гранд Опера. Я не стал заниматься копированием и цитированием его известных постановок, ставших балетной классикой («Икар», «Сюита в белом», «Ромео и Джульетта» и др.), а сделал совершенно самостоятельное произведение. Талант Лифаря вдохновил поставить романтическую историю о любви и мечте. Балет родился в Мюнхене после мировой премьеры «Кармина Бурана».
СПЕКТАКЛЬ ЗА ДЕВЯТЬ ЧАСОВ
Я стараюсь идти своим собственным путем в искусстве. Люблю классический танец — фундамент, на котором можно построить собственные «конструкции». Мои предшественники использовали в своих постановках театральные сюжеты. В них была завязка, история и кульминация. Схема — гениальная. На таком каркасе можно создавать новые балеты. У меня каждый танцовщик знает, о чем он танцует, кого представляет его герой. Кроме техники я настаиваю на том, чтобы как можно больше расширять знания артистов. Они не слепые исполнители, а творцы. Мы слушаем музыку. Если спектакль создается по мотивом какого-то произведения, то все актеры, занятые в постановке, обязаны прочесть сочинение. Мы смотрим записи разных хореографов, которые до нас обращались к теме. А потом следует искать собственный пластический язык, не копируя предшественников.
Я получил немало международных профессиональных наград, но каждый спектакль — очередной экзамен перед публикой. Их мнение дорого. Когда я начинаю работать над балетом, то каждый раз все происходит по-разному. Иногда решения нахожу в музыке, а порой в драматургии произведения или опираясь на технические возможности и актерскую индивидуальность танцовщиков. Подготовительный период может быть разным, но сама постановка рождается очень быстро. Например, трилогию «Мосты» сделал за девять часов. Если я прихожу на репетицию, то знаю, чего хочу добиться от танцовщиков. Мы много занимаемся не только ежедневными хореографическими уроками, но и акробатикой, гимнастикой. Утром урок на полтора часа, потом небольшой перерыв и потом две репетиции перед спектаклем. В сезон я ставлю три балета.
Украинскую публику мы познакомили с разными спектаклями. Так, известная сказка «Жар- птица» стала балетной классикой благодаря музыке Стравинского. Мой коллега Ярослав Иваненко сделал новую версию, используя сочинение известного современного грузинского композитора Гии Канчели. С маэстро я лично тоже знаком, считаю его своим другом. Мы часто общаемся. Я поклонник его таланта, ставил балеты на его музыку. Могу только повторить слова критиков, называющих Канчели «наследником Стравинского».
Веселый, шуточный спектакль «Сумерочки» о капризах любви, о забавных отношениях мужчин и женщин поставил для нашего театра известный танцовщик Пражского балета Л. Вацулик. Это танцевальные миниатюры на музыку Маскани, Моцарта, Россини, Бартолди, Хандела.
— Президентский балет — второй коллектив Ондрея Шота, в штате которого работают украинские артисты, — рассказала балерина Виктория Врублевская (в «Кармен» она запомнилась зрителям блестящим исполнением партии Микаэлы). — Первая команда была создана в Устецком театре еще в Чешской республике. Распалась труппа с уходом Шота. И когда Ондрей возглавил Президентский театр, то вновь позвал тех, кого хорошо знал, плюс добавилась талантливая молодежь. Получился очень слаженный ансамбль. Многие являются выпускниками Киевского хореографического училища. Нам всем созданы прекрасные условия для творчества и жизни. Много работы. Разноплановый репертуар: классика, модерн, театр танца. Шот следит за ростом мастерства танцовщиков. Он воспитывает характер артистов. Ныне я не только танцую, но помогаю ему как репетитор. В спектакле «Кармен» сотрудничала и как балерина, и как ассистент постановки. Трактовка драмы Мериме в шотовском балете неожиданна. Он сделал вторую версию свой постановки с новыми солистами. С другой сценографией, костюмами. Ондрей расширил концепцию драматургии спектакля, исходя из индивидуальностей актеров, изменил финал. Нет кинжала, а в конце спектакля Кармен гибнет от божьего возмездия. С колосников опускается огромный стальной крест, который, как рок, висел над героями на протяжение всего балета. С Ондреем очень интересно работать. Он умеет зажечь своими идеями. У него оригинальное виденье, собственный почерк, и этим он притягателен для зрителей.
КИНОРОМАН
У балетмейстера есть опыт работы в драматическом театре и кино. Он сотрудничал со знаменитыми современными режиссерами: Питером Бруком, Милошем Форманом, Кевином Расселом и др.
— В Лондоне совместно с Бруком рождался наш шекспировский «Гамлет». Офелию играла Гленда Джексон, а Гамлета — Чипи, актер, который снимался во многих фильмах Пазолини. В картине «Open to hard» мне пришлось столкнуться со звездами — американцем Робертом де Ниро и француженкой Катрин Денев, — вспоминает Шот. — Этот фильм о войне. Главный герой — еврей. В его жизни были две любимых женщины. Одна из них попала в фашистское гетто. Затронута сложная психологическая тема. Режиссер, используя минимум слов, на пластике, мимике, взглядах сумел создать пронзительную ленту о непростых человеческих судьбах. Должен заметить, что, несмотря на звездный статус, де Ниро имеет очень позитивную энергию. Перед камерой всегда готов к работе, а вне съемочной площадки прост и естественен в поведении, одежде. Например, мог пригласить к себе в номер работников студии, накормить, напоить, живо интересовался их проблемами, и если было нужно, то помогал. Иногда одевался попроще и шел с коллегами в паб. Среди посетителей совершенно не выделялся. Его можно было принять за простого работягу, зашедшего выпить бокал пива после трудового дня. Совершенно другая Катрин Денев. Она и на экране, и вне его оставалась рафинированной красавицей. Да, ею вы любуетесь — леди от макушки до кончиков пальцев. Но дама очень холодная, постоянно держащая дистанцию между собой и людьми. В работе строгая, собранная. Стоит прозвучать команде: «Стоп, снято» — и актриса словно надевает некий панцирь. Мне даже казалось, что Катрин не умеет искренне смеяться. Хотя, возможно, ее замкнутость была связана с переживаниями личного характера. В момент съемок заболел Марчелло Мастроянни, который после выхода фильма на экраны умер. И хотя актеры не были официально женаты, но у них есть общая дочь, и, как интеллигентные люди, даже разойдясь, они поддерживали теплые отношения. Кстати, полной противоположностью Денев является Орнелла Мути. Общение и работу с ней я вспоминаю с огромной теплотой. Очаровательная итальянка, красива, весела, темпераментна — не женщина, а огонь. Не верится, что Орнелла — мать троих детей, и даже бабушка. Актрисе за сорок, но она все так же сексуальна. Обладает неким магнетизмом, трудно отвести от нее взгляд...
Работы М. Формана для меня сродни фильмам Андрея Тарковского. В них есть притягательность. Можно смотреть по многу раз. Вновь и вновь находить что- то интересное. Восхищаясь, как это удалось режиссерам так блестяще снять свои картины. Милош по гороскопу Водолей, как и я, — знак сильный. Эра водолея только набирает обороты, и впереди нас ожидает расцвет славянской культуры. Поэтому с оптимизмом смотрю в будущее. Форман пригласил меня поучаствовать в его проекте «Амадеус». Форман — чех, добившийся мировой известности. Его можно назвать трудоголиком и очень чутким человеком, обладающим потрясающим чувством юмора. С Милошем любая, самая трудная работа в радость. Он снимает гениальные фильмы.
Между прочим, я знаком и с вашим украинским кинорежиссером Юрием Ильенко. Потрясен его лентами: «Белая птица с черной отметиной», «Лесная песня. Мавка», «Вечер накануне Ивана Купала». Несмотря на полярные мнения критиков, мне лично его последний фильм «Молитва о гетьмане Мазепе» очень понравился. Считаю, что режиссер в нем несколько опередил время и поэтому не всеми зрителями понят. В картине масса интересных операторских находок.
Должен признаться, кино, после балета и театра, — моя огромная страсть. Люблю экспериментировать, с головой окунаться во что-то новое, неведомое.