Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Смех сквозь... века

Премьера «Мертвых душ» в Киевском академическом театре на Подоле оказалась дважды символичной
16 апреля, 2009 - 19:10
«МЕРТВЫЕ ДУШИ» — НАСТОЯЩАЯ КОМЕДИЯ, БЕЗ ЛИШНЕГО МИСТИЦИЗМА ИЛИ НЕ ВСЕГДА ПОНЯТНЫХ АЛЛЮЗИЙ / ФОТО АЛЕКСЕЯ КУЗЬМИНА

Очередная премьера дважды символична: во-первых, спектакль «Мертвые души» — дань автору, во-вторых, для постановки взята инсценизация поэмы Михаила Булгакова, который как исторически, так и географически имеет для Театра на Подоле особое значение.

В свое время, создавая инсценизацию поэмы Николая Гоголя, Булгаков ввел дополнительного персонажа. Им является Первый, который может восприниматься и как сам Автор, и как Человек от театра, благодаря монологам и репликам которого спектакль становится более актуальным, понятным для зрителя. Кроме того, Первый как будто помогает режиссеру и актерам композиционно организовать спектакль, выстроить его фабулу, сформировать линию каждого персонажа. В Театре на Подоле постановку «Мертвых душ» осуществил Игорь Славинский, предложив роль Первого Сергею Сипливому.

Главной неожиданностью постановки Славинского является то, что спектакль «Мертвые души» — настоящая комедия, без лишнего мистицизма или не всегда понятных аллюзий. Зритель в течение довольно таки длительного времени просмотра спектакля (который воспринимается просто на одном дыхании), смеется, ожидая очередную выходку режиссера и актеров, словно не догадываясь: что там далее, у Гоголя. Причем сценическое произведение является синтетическим в смысле разновидностей и поджанров комедии. Его справедливо можно считать комедией характеров — бессмертные гоголевские персонажи уже стали знаковыми в истории культуры. Манерный, пародийно утонченный и притворно рафинированный Манилов (Федор Ольховский) в тени аристократических манер не желает упускать «своего». Полный «бизнесмен» Собакевич (Максим Максимюк) решает вопрос «по понятиям» и является яркой пародией на некоторых современных «предпринимателей». Он умеет все — и торговаться, и соглашаться, и выкручивать лишнюю копейку. Несколько эпатажный, на первый взгляд, откровенный и компанейский Ноздрев (Сергей Бойко) — игрок с болезненным пристрастием делать вызов... судьбе и окружающим его людям. Смешная «добропорядочная» Коробочка (София Письман), кажется, вообще ничего не смыслит в местной афере с продажей мертвых душ, но впоследствии также пытается не упустить свой шанс нажиться. Плюшкин (Владимир Кузнецов) — осторожный, жадный... И, наконец, скупщик мертвых душ Павел Иванович Чичиков (Андрей Пархоменко) пытается впутать помещиков в аферу, и, наконец, сам шокирован жадностью, лицемерием жителей города. Ближе к финалу кажется, что Чичикову даже стыдно становится, не по себе, и страшно.

Вместе с тем, спектакль «Мертвые души» приобретает признаки комедии положений, (персонажи попадают в смешные ситуации, что также «работает» на создание эффекта комичного) и даже комедии абсурда (стоит только вспомнить диалоги при участии Коробочки). Языком, лишенным обычной логики, с помещицей начинают говорить и другие персонажи, и некоторые их слова даже распадаются на звуки.

Спектакль «Мертвые души» является динамичным по структуре диалогов, трюкаческим — актеры словно жонглируют репликами и действиями. Своей настоящей театральностью, даже игривостью творцам сценического произведения удается не просто поразить, но и несколько эпатировать зрителя. И, конечно, «Мертвые души» имеет остро пародийный характер. В декорациях и костюмах (художник-постановщик — Мария Погребняк, художник по костюмам — Нина Руденко) превалирует белый цвет как символ чистоты души, которая потеряна в данных обстоятельствах как в прямом, так и аллегорическом смысле.

А предлагаемые обстоятельства и люди в этих обстоятельствах так напоминают наше общество. Вымогательство и взяточничество, лицемерие, коварство, желание заработать даже на душах — основа общественного уклада. Мир, нормы, правила и «понятия» которого установлены и «прописаны» людьми малограмотными и примитивными. И мир этот не меняется, несмотря на течение веков. Все это так тонко и в то же время остро показал в своей поэме Николай Гоголь, а режиссер спектакля Игорь Славинский позволил нам узнать... нас, сегодняшних, очередной раз доказав, что самый громкий смех — это смех над собой. Смех по-гоголевски.

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ