За фестивальной суетой «Киева майского» почти незаметными для большинства столичных критиков прошли гастроли черновчан.
Впрочем, актеры театрально-фольклорного коллектива привыкли, что им больше уделяют внимания за границей, чем дома. Правда, основанный бывшим художественным руководителем Черновицкого театра им. Ольги Кобылянской Петром Колисныком театр «Голос», который обосновался в центре Черновцов в небольшом полуподвале, в последние годы стал постоянным гостем «Артека». Каждое лето молодые актеры «Голоса» и рожденного на его базе фольклорного театра-студии «Гердан» не только развлекают артековцев народным пением и обрядовыми действами, но и проводят с ними мастер- классы. Свое право передавать другим секреты актерского мастерства и народного пения педагоги «Голоса» подтвердили тем, что воспитали исполнителей для собственного театра — никто из молодых актеров не учился в театральных вузах или училищах, однако некоторые из них могли бы дать фору даже дипломированным специалистам. Не испорченные профессиональными штампами актеры в фольклорно-обрядовых действах, в которых они не только поют, но и исполняют драматические роли, обнаруживают редкую для нашей сцены органику, спонтанность и чистоту реакций.
В Киев «Голос» привез три спектакля. «Батьківські пороги» по Григору Тютюнныку могут служить своеобразным отечественным «нашим местечком», точнее «нашим селом». С известной пьесой Уайлдера спектакль Колисныка роднит ностальгическая тоска по «исчезающей натуре», в данном случае по украинскому селу шестидесятых годов, со всеми его сохраненными вопреки коллективизациям патриархальными взглядами и вековыми обрядами и привычками. Сюжетом, из которого вырастают народные песни, сельские мифы, побасенки и анекдоты, служит свадьба. Его кульминацией становится конфликт культур — сельской, которую воплощают родители новобрачной и гости, и люмпенской, носителем которой здесь является новобрачный из Донбасса, который забыл о своих народных корнях и гордится пролетарским происхождением. Новобрачная же попадает между двух огней — нужно в то же время не оскорбить родителей, и ублажить своего суженого, который по тем временам был воплощением «крутизны» — инженером на шахте. «Батьківські пороги» являются прощанием с потонувшим в вишневых садах украинским селом с его белыми хатками, который пускает спозаранку синий дым в небо, с его дядьками, которые дымят махоркой и обсуждают проблемы космоса, с его наигранно ругающимися женщинами, со всеми его песнями, обрядами и надеждами на счастливую судьбу.
Красоту обрядовой народной культуры показал театр и в «Українських пісенних старожитностях», который переносит зрителя в мир аутентичной культуры. «Если вы хотите открыть для себя сокровища Украины — послушайте певцов «Голоса», которые согревают сердце любовью сильнее солнца» — писал очарованный спектаклем французский критик (премьера «Старожитностей», кстати, состоялась во Франции).
Третьим в нынешних гастролях черновчан в столице стал спектакль «У неділю рано зілля копала» по одноименной повести Ольги Кобылянской — произведению программного для буковинских художников. В произведении Кобылянской есть все для того, чтобы очаровать зрителя: пять пудов любви, драматический напряженный сюжет, экзотика буковинской и цыганской культур, наконец, моральные рефлексии на темы любви и греха. Петр Колиснык в спектакле «У неділю рано....» не только показывает умение воспитанных им молодых актеров погружаться в таинство аутентичной культуры различных регионов Украины (в «Батьківських порогах» театр дарил зрителю фольклорные сокровища Центральной Украины), но и пытается решить философские проблемы. В трактовке режиссера грех не в том, что герой полюбил двух, грех в неправде, на которой он пытается построить свою жизнь с обеими женщинами. Неправда, фальшь, неестественность — именно от них пытаются спастись художники «Голоса», ища Правду жизни в древней культуре своих предков.