История Свято-Преображенской церкви в селе Сорочинцы, что на Полтавщине, имеет много интересных фактов. Сооружение происходило на фоне значительных исторических событий, которые переживала Украина в начале XVIII века. В 1727 году восстанавливается даже ограниченная автономия государства с гетьманским управлением на Левобережье. Гетманом становится Даниил Апостол, который и задумал в своем имении в Великих Сорочинцах построить храм, который стал бы родовой усыпальницей. Настоящим украшением интерьера стал иконостас, который несмотря на пожары и тотальное уничтожение религии на Левобережье чудом сберегся до наших дней. В 1987 году закончено его восстановление, которое длилось два десятилетия: из 113- ти икон 85 нуждались в реставрации в лабораторных условиях и были временно перевезены в киевские мастерские. Сорочинский иконостас — единственный сохраненный и датированный памятник искусства Левобережной Украины 30 х годов XVIII века.В этой церкви крестили Николая Гоголя.
Об иконостасе писали очень мало, преимущественно небольшие статьи в энциклопедиях. Автор книги называет его уникальным явлением, которое «напоминает хоральные произведения Баха». Над исследованием Людмила Пляшко работала 15 лет, а впервые познакомилась с памяткой в далеком 1962 году. Кстати, госпожа Людмила автор около 400 трудов по истории украинского культурного наследства, занималась оценкой исторической застройки Нежина, Прилук, Мелитополя, автор реконструкции исторических центров Черниговщины, материалы ее исследований использованы при реставрации «Мазепинского дома» в Киеве и тому подобное.
До сих пор о Сорочинском иконостасе не было издано ни одного отдельного исследования — произведение является первой разведкой в нашей литературе по проблемам рококо в Украине. Книга подает новый взгляд на стилистические признаки памятника, вводя в научное обращение его новую стилевую концепцию, раскрывает влияние рококо на композицию, декор и иконопись. Кроме этого, автор касается и общего фона художественной жизни Украины (Левобережья) того периода. Секрет успеха и восторга, вызываемого иконостасом Людмила Пляшко видит в скрытой улыбке Богородицы и других персонажей — учтены традиции украинского народного искусства, в то же время не нарушены установившиеся церковные каноны. Так, ученики Христа «лишены официальной торжественности, они преисполнены душевной мягкости и поэтичности и трактуются как более близкие к чувствительности, нежели к героизации или сосредоточенной суровости».
Книга содержит 65 цветных иллюстраций, что вместе с чудесного качества бумагой, неплохим дизайном и кеглем шрифта делает ее настоящим достоянием, как в смысле искусствоведения, так и вероятного присутствия в любой библиотеке. Хотя, качество некоторых фотографий оставляет желать лучшего, однако к автору это не имеет никакого отношения. Произведение сочетает два трудно совместимых направления: «искусствоведческую разведку» и легкость авторского стиля, присущего популярным брошюрам и характерного своей доступностью для широких читательских кругов. Такое «сожительство» немного выпирает из рафинированных научных канонов, однако просто безальтернативно в наших сегодняшних реалиях.
— Нужен не общий обзор, а конкретные произведения — не украинская икона, а отдельные исследования, — считает Людмила Пляшко, видя в неуместном обобщении любительскую поверхностность и вечные проблемы нашей литературы по искусству. Ведущий клуба Дмитрий Стус отметил, что за 10 лет независимости книг такого уровня не было, и вообще, существует большая проблема серьезных искусствоведческих исследований. Если к этому прибавить мизерный тысячный тираж книги, половина которого раздается, и немалую, как для нашего сознания и кошельков, цену в 50 гривен — остается только опечалиться, повесив нос, кто же ее все-таки прочитает.