В этом году соревнуются 83 пианиста из 12 стран мира. Оценивать выступления юных исполнителей будут члены жюри: Валерий Козлов (Украина), Станислав Почекин (Испания — Россия), Паола Вольпи (Италия), Эльза Колодин (Германия), Валида Расулова-Сук (США) и Паскаль Галле (Франция). Как лучше готовить ребенка к профессиональному музыкальному конкурсу, о психологическом настрое перед выступлением и не только «Дню» рассказал председатель судейской команды, профессор фортепианного факультета Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского Валерий КОЗЛОВ.
— Валерий Олегович, на ваш взгляд, с чего лучше начинать воспитание будущего пианиста-исполнителя?
— Музыкальная система, которая существует сейчас в Украине и была в бывшем СССР, а еще ранее в Российской империи, как мне кажется, — она оптимальная. Ее многоступенчатость — детская музыкальная школа, училище, консерватория и аспирантура — по сей день позволяют исполнителям достигать высоких результатов. Музыкальная школа или десятилетка — очень хороший подготовительный этап. Хотя воспитать ребенка профессиональным пианистом — непростая задача, которая требует поистине каторжной работы от педагога, родителей и от самого ребенка. Таланта тут мало, нужны многочасовые занятия, а также мотивация — желание ребенка заниматься музыкой и интерес к процессу занятий. К сожалению, часто педагоги отбивают эту охоту, поэтому такой интерес нужно подпитывать различными способами. На раннем этапе занятия могут проходить в виде игры, т.к. ребенку иногда сложно объяснить, что для достижения цели необходим тяжелый и часто однообразный труд. Для детей также важно окружение, его увлечение должна поддерживать семья и, конечно, педагог.
— А чем отличается европейская система музыкального образования от украинской?
— В Европе большинство детских музыкальных школ частные, а государственных очень мало. Основное образование ребенок получает в общеобразовательной школе, где на высоком, качественном уровне проходят уроки музыки и культуры. Система музыкальных школ, привычная нам, как таковая там отсутствует. Если у нас ребенок учится по определенной программе, которая обязывает его в течение года играть на сцене, как минимум, 3—4 раза, то в Европе (даже в институтах) очень редко выступают, только при поступлении, после чего возможны два-три публичных концерта на протяжении обучения. Также нужно отметить, что за границей очень развито приватное образование. Конечно, есть и мощные профессиональные школы, такие как Джульярдская школа в Нью-Йорке (где обучение стоит очень дорого) или школа, созданная по типу нашей десятилетки, при институте в Ганновере, но это лишь малая толика подобных учебных заведений для огромного количества детей, желающих получить профессиональное музыкальное образование.
— Ныне существует система музыкального развития для детей в общеобразовательных школах Украины?
— У нас такие уроки отсутствуют. Так называемые уроки музыки включают в себя навыки хорового пения, сольфеджио — и все! Знакомством с музыкальной литературой, приобщением ребенка к концертам активно занимались в советское время. Для того, чтобы человек был многосторонне развит, обязательно должны присутствовать гуманитарные предметы, я имею ввиду хотя бы краткие сведения о живописи, архитектуре, театре... Помимо литературы и истории должна быть музыкальная культура и история искусств, история религии. Все это необходимо, чтобы человек выходил из школы с широким кругом мировоззрения. Этого очень не хватает, особенно в современном обществе.
— Сколько нужно уделять времени для занятий в день, чтобы подготовиться к конкурсу и добиться хорошего результата?
— Какие-то проблемы можно решить за полчаса занятий, а можно просидеть весь день и ничего не сделать! Тут работает принцип мозговой атаки: когда человек концентрируется и знает, что он хочет сделать. Это позволяет быстрее добиться цели. Когда я сам учился, то говорили, что Григорий Соколов занимается по пять часов каждый день и не пропускает ни одного дня! У Святослава Рихтера была тетрадка, где он записывал время занятий. Он должен был позаниматься определенное количество часов, если он этого не делал, то записывал себе долг, который должен был потом отработать. Очень мало людей, которые способны хорошо играть без многочасовых постоянных занятий. А если говорить о подготовке ребенка к участию в таком сложном конкурсе, как «Горовиц-Дебют» (Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица), то занятия на этом этапе не носят характера каторжного труда, необходимого для подготовки к взрослому международному конкурсу (имеются в виду репертуарные требования и объем. — Л.Н.). Это абсолютно разные задачи.
— Должны ли юные исполнители психологически настраиваться перед выступлением, чтобы не разочароваться и не потерять интерес к обучению в будущем? Ваш совет: какая должна быть подготовка перед игрой?
— Ребенка нужно готовить, что конкурс — это не только шанс победить и получить приз, а, прежде всего, возможность показать себя, выступить на престижной сцене, сыграть на отличном рояле для публики. Я считаю, важно говорить ему о том, что его будут слушать музыканты, которые профессионально оценят игру. Конечно, нужно воспитывать у детей волю и настраиваться перед выходом на сцену. Я всегда говорю своим ученикам, что нужно максимально хорошо сыграть, и это главная задача. А дальше уже — как сложится конкурсная ситуация...
Выходя на сцену, необходимо получать удовольствие от общения с музыкой, инструментом, аудиторией. Если в человеке это культивировать, то пропадает боязнь, состояние страха перед публикой. Пусть у каждого будет девиз: хочешь успешно выступить — должен много репетировать! Необходимо по максимуму отдавать себя своему делу, для этого нужно, чтобы оно было любимым.