Популярная актриса, параллельно работающая в театрах Канады, России и Украины, снявшаяся в одной из лучших советских комедий «Суета сует», в Киев наведывается ежемесячно – играет спектакли, общается с многочисленными украинскими друзьями. Отец актрисы - Леонид Варпаховский в середине прошлого века был ведущим режиссером Театра русской драмы им. Леси Украинки. В Киеве прошло детство Анны Леонидовны, на этой сцене она видела великих артистов ХХ века, сюда семь лет тому назад вернулась работать как приглашенная актриса…
Свой бенефис в честь юбилея, Анна Варпаховская решила сыграть спектакль «Бабье лето» на лесинковской сцене. В канун праздника «День» решил набросать портрет именинницы, который «рисуют» ее коллеги из Театра русской драмы.
«МЫ ЧУВСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА, ПОНИМАЕМ С ПОЛУЖЕСТА»
— Мы познакомились и подружились в 1989 году. То есть, до отъезда Анны Леонидовны в Канаду, и задолго до первой совместной работы, - вспоминает Лидия ЯРЕМЧУК, артистка. - В 2005 г. она приехав в наш театр на юбилей Александры Захаровны Смоляровой, увидела спектакль «Рождественские грезы» и предложила мне сыграть роль Иды в «Бабьем лете». Репетировали в Канаде, поэтому я не понаслышке знаю, какая у них замечательна, дружная семья, какая Варпаховская радушная хозяйка. Несмотря на плотный график работы, на перелеты между тремя странами, Анна Леонидовна каким-то чудом успевает создать уют в доме. Вообще, она окружала нас – артистов работающих над спектаклем, вниманием и заботой, чтобы мы не чувствовали себя там чужими, и ни в чем не нуждались. Думаю, благодаря этому на сцене царят искренние теплые взаимоотношения. Мы не просто вместе играем ту или иную ситуацию, а чувствуем друг друга, понимаем с полужеста. Может быть, эта взаимная нежность друг к другу в какой-то момент преодолевает рампу, просачивается в зал? Может, поэтому уже семь лет зрители самых разных возрастов считают этот спектакль очень душевным, теплым и нужным? Интересно наблюдать, как реагирует публика. Только что в зале стоял хохот, а в следующее мгновение – драматический эпизод, и зал замирает. Тишина и – снова взрыв смеха. Таков принцип спектакля «Бабье лето»: и смех и слезы здесь соседствуют вплотную – без переходов.
Варпаховская невероятно остроумна. Репетиция с ее участием – праздник! И сама Анна Леонидовна и ее брат – режиссер Григорий Зискин обладают врожденным чувством юмора и замечают такое, мимо чего другие прошли бы мимо. И праздничность эта очень помогает в работе. Утром ты репетируешь три часа, а после перерыва бежишь работать с радостью, совершенно не ощущая усталости, напряжения. Поверьте, такое случается редко. Приступая к этой работе, я даже представить себе не могла, что пьесу на 82 страницы можно поставить за месяц!
В «Дядюшкином сне» (до сих пор между своими выходами) я наблюдаю за Варпаховской из-за кулис. Невероятно, но, сохраняя заданный режиссером рисунок, она умудряется играть каждый раз по-разному! А это удивительное соединение совершенно противоположных чувств и пластики, присущее Вахтанговской школе! На сцене Анна Леонидовна непредсказуема, поэтому следишь за каждым ее шагом. Тут - и школа, и воспитание, и вкус и трепетное отношение к Театру с большой буквы.
«ЖИЗНЬ НА ТРИ СТРАНЫ И В САМОЛЕТАХ»
— Я познакомился с Аней, когда начал писать работу о ее отце. Помню, меня удивляло, что и в нашем театре, и в Театре им.И. Франко и в Киевской опере при упоминании его имени все как-то приосанивались, подтягивались. Позже понял: это потому, что Леонид Викторович приходил в театр не работать, не репетировать, а священнодействовать, - рассказал Борис КУРИЦЫН, заведующий литературной частью Театра им. Леси Украинки. - Всегда ухоженный, отутюженный, в бабочке (кстати, носить этот аксессуар он стал в молодости вслед за Мейерхольдом, именно мастер научил Варпаховского ее повязывать). Мейерхольд в этой семье был культом. И это, несмотря на то, что, выйдя из тюрьмы, Леонид Викторович нашел в архивах письмо учителя - ответ на запрос органов о Варпаховском, по сути – обвинение Варпаховского. Представляете, даже узнав об этом, он продолжал активно пропагандировать творчество Мейерхольда.
Анне посчастливилось родиться в удивительной семье. Расти в творческой, игровой атмосфере. Однажды Леонид Викторович решил посмотреть ее дневник. Увидел, что там – сплошные пятерки и помрачнел: «Ну что это такое? Так учатся только серые, заурядные личности. Вот когда я смотрю дневник мальчика Вовочки и вижу, что у него сплошные двойки и вдруг — пять по пению, я понимаю: у ребенка талант, он поет. А какой талант может быть у отличника»? Ее мама Ида Самуиловна, говорила, что Аня с отцом общаются как дворовые друзья. То есть, никакой субординации или снисходительности старшего к младшей. И эту свободу в общение, и фантастическую преданность театру Вапрпаховская унаследовала от отца. А еще - жуткое самоедство. Ее все время преследует мысль, что она делает не то и не так, что реакция зала была не такая, что у нее мало работы…
В доме Варпаховских частыми гостями были Давид Боровский, Мария Миронова и многие другие. При этом культ семьи, царивший в родительском доме, передался и Ане. После выхода на экраны фильма Аллы Суриковой «Суета сует», в котором она сыграла Лизочку, автор сценария – Эмиль Брагинский посоветовал молодую актрису Эльдару Рязанову (тот как раз приступал к работе над фильмом «Гараж»). Но она отказалась, т.к. «нужно было маму в дом отдыха отвезти». А ведь ее карьера в кино могла сложиться блестяще…
Варпаховская часто попадает в смешные и трогательные переделки. Однажды в перерыве между съемками фильма Александра Муратова к Анне Леонидовне подошли молодые артисты. Ребята что-то там краем уха слышавшие о Мейерхольде, и, в связи с ней – о Варпаховском, выдали перл: «Анна Леонидовна, расскажите, пожалуйста, о своих встречах с Мейерхольдом»… Помню, как Аня приехала ко мне расстроенная: «Неужели я такая старая»? «Да нет, - говорю. – Это они такие глупые»! А в Канаде был случай: в программке к спектаклю написали, что Анна Варпаховская – актриса Театра имени К.С.Станиславского, что некоторыми зрителями было воспринято очень конкретно. В антракте одна очень пожилая дама говорила другой - не менее пожилой даме: «О, мадам из труппы Станиславского»!
На самом деле, не верится, что Анна Варпаховская уже 45 лет на сцене! Не многие молодые смогут выдержать такие нагрузки. Представляете, скольких сил, какой колоссальной энергии требует тот образ жизни, который ведет актриса? Жизнь на три страны и в самолетах –не каждый выдержит. Это могут себе позволить только влюбленные в свое дело люди. Зритель не любит тех, кто относится к театру как к работе, кто сетует на усталость, не может играть два вечера подряд. Зритель любит пахарей. Тех, кто отдает свое сердце публике.