Премию имени Казимира Малевича, адресованную художникам до 40 лет, которые родились в Украине, за вклад в развитие современного искусства, получила Алевтина Кахидзе. Кроме профессионального признания (ведь партнерами премии являются украинские и международные творческие институты), Алевтина получила конверт с тремя тысячами евро от Польского института в Киеве, грант от «Фундации центра современного искусства» (пять тысяч гривен) и трехмесячную резиденцию в Центре современного искусства «Уяздовский Замок» в Варшаве. Чтобы резиденция художницы была успешной и плодотворной, фонд «Open Ukraine» и Институт Адама Мицкевича в Варшаве выделили по пять тысяч евро каждый.
В финал конкурса, кроме Алевтины Кахидзе, попали Лада Наконечная (участница творческой группы Р.Е.П.) и Иван Базак. Учреждение премии инициировал Польский институт в Киеве по случаю 130 летия со дня рождения Казимира Малевича. Выдвигать кандидатуры имеют право только институты, а не сами художники. Эта премия оказалась показательной в смысле достижений современного украинского искусства в зарубежном арт-пространстве.
Алевтина Кахидзе появилась в зале Центра современного искусства при НаУКМА, где проходила церемония объявления и награждения победителя, самой первой, еще до начала церемонии, за нею появилась Лада Наконечная — просто из Лейпцига, где в этот же день открывалась выставка творческой группы Р.Е.П., а Иван Базак на церемонию не приехал вообще, потому что в это время находился в Германии по своим творческим делам.
О востребованости современного украинского искусства за рубежом говорит и тот факт, что всех трех финалистов к конкурсу выдвинули известные европейские институты:
Иван Базак номинирован немецким Музеем Museum Am Oswald, Алевтина Кахидзе — нидерландской академией — Jan van Eyck Akademie, а Лада Наконечная — шведской фундацией Index the Swedish Contemporary Art Foundation.
— То, что эти художники были номинированы зарубежными институтами является симптоматичным. Это очень серьезные институты, это не какие-то случайные объединения пяти товарищей. Каждый из художников — интересный и работящий. Я думаю, это очень хороший ориентир для коллекционеров и тех, кто интересуется современным искусством: обращайте внимание на эту тройку, — рассказывает «Дню» председатель жюри, директор Польского института в Киеве Ежи Онух. Он добавляет, что, скажем, в Польше украинское современное искусство уже давно вызывает интерес и имеет спрос. Объясняет он это просто:
— В украинском искусстве присутствует такая симпатичная нота мягкого сентиментализма, несмотря на то, что художники пользуются новейшими технологиями, и это очень хорошо. Что-то такое мягкое есть у этого поколения художников, потому что предыдущее было немного более агрессивным. Это поко ление — намного более украинское, тогда как предыдущее — стояло одной ногой в Советском Союзе.
Победительница премии Малевича Алевтина Кахидзе говорит, что важнейшим в этой премии является именно резиденция, ведь художнику нужно пространство для реализации.
— Время, когда художник мог писать картины, складывать, а потом это находили и признавали интересным, к сожалению, прошло. Проекты реализуются в публичных пространствах и здесь не получится складывать идеи, это надо реализовать и двигаться. Различие между украинскими художниками и западными она очерчивает просто:
— На Западе художники давно уже ощущают себя рабочими, которые занимаются критическим искусством и не занимаются декорациями. Я думаю, что в Украине художник воспринимается обществом больше как декоратор стены, который не влияет на социальные процессы в обществе. За границей современное искусство более критично и ориентированно на социальную сферу, у них другая эстетика произведения, или она вообще их не интересует, — объясняет Кахидзе.
Впрочем, она уверена, что и в Украине можно прекрасно реализоваться.
— За границей больше возможностей для реализации своих проектов. Но сейчас все меняется, — подводит итоги она.
Чтобы получить признание в Европе, украинскому художнику приходится хорошо поработать, ведь возможностей у него значительно меньше, чем у европейских коллег. Директор Центра современного искусства при НаУКМА и член жюри Юлия Ваганова объясняет, что украинское искусство втягивается в процесс глобализации, однако, это стоит больших усилий художникам:
— В эпоху глобализации, интернационализации сложно сказать, чем именно и как украинское искусство отличается от других, но могу сказать почему: то образование, которое получают художники в Украине, очень отличается от западного образования. Здесь художники больше занимаются самообразованием и делают серьезные шаги для того, чтобы быть признанными европейскими институтами, как это было и с Алевтиной, и с Ладой, и с Иваном. Здесь уже никто не вспомнит выражение о том, что художник должен быть голодным, — это не актуально, ведь для реализации проектов нужна финансовая поддержка. В этом случае гранты являются незаменимыми.
— Реализация работы очень зависит от того, может ли художник, скажем, иметь это помещение, поэтому гранты важны, потому что поддержка государства современного искусства почти незаметна, — рассказывает Лада Наконечная.
С этим не согласен заместитель министра культуры и туризма Украины Николай Яковина, который объясняет, что на следующий год государство запланировало «заметные суммы для стипендии художникам». Он также отмечает интерес мирового арт-пространства к украинскому искусству:
— Украина очень интересна для так называемого культурного туризма. Украинское искусство в мире очень конкурентоспособное. У нашей нации большой потенциал в сфере искусства.
Впрочем, по мнению директора Института нестабильных мыслей арт-критика Натальи Филоненко, время грантов давно прошло:
— Если один грант раз в два года дается одному художнику — это еще не поддержка. Поддержка искусства, это грантовые системы, когда раз в два—три месяца даются несколько грантов нескольким художникам, куратором. К сожалению, время грантов прошло, прошла нон-профитная система.
Более того, Филоненко не так оптимистически видит ситуацию со спросом на украинское современное искусство за рубежом:
— Если говорить о презентации образа Украины на Западе, то это снова таки несколько имен. Украина зарекомендует себя на Западе тогда, когда на нее начнется мода, как сейчас на Китай, — прогнозирует Филоненко.