Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Совсем другой музей

Львовская галерея искусств представила обновленный Дворец Лозинского
2 февраля, 2021 - 11:34

Идет речь о главном корпусе ЛНГИ имени Бориса Возницкого, что на ул. Стефаника, 3, а получила его Городская галерея как экспозиционные площади свыше 100 лет тому назад — в 1914-ом Известно, что более старинную часть здания построили в 1872—1874 годах по проекту архитектора Филиппа Покутинского как дворец-имение графини Изабеллы Дидушицкой. С 1894-го здание перешло в собственность Владислава Лозинского. Отсюда и название — Дворец Лозинского. Теперь здесь отдел «Европейское искусство XIX—XXI веков» Львовской национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого.

Открытие для посетителей обновленного Дворца Лозинского с новой экспозицией (в большем формате и переосмысленном виде) в галерее называют событием, к которому готовились не один год. О чем именно идет речь, «Дню» рассказал генеральный директор ЛНГИ Тарас ВОЗНЯК, который несколько раз подчеркнул, что это уже, — «Совсем другой музей».

— Мы возобновили, реставрировали и Дворец Лозинского, и экспозиции, и это нужно видеть целостно, потому что многие разделяют эти вещи, — рассказывает Тарас Степанович. — Работы длились свыше двух с половиной лет. Говорю и о фасаде дома, и об инженерных сооружениях, которые обеспечивают жизнедеятельность дворца. Также мы сделали внутренний ремонт. И даже не одного дворца, а двух сооружений. Потому что имение Изабеллы Дидушицкой — это только половина того помещения, что составляет сегодняшняя галерея. Вторая половина была пристроена, и никто об этом не знает, в 60-х годах — там, где, собственно, размещены выставочные залы. Мы их отреставрировали изнутри и для того, чтобы обозначить, что это — два разных сооружения, в разные цвета покрасили фасады и внутренние помещения. Внутренние помещения аутентичного дворца, который купил известный коллекционер и меценат Лозинский и передал музею, — в карминовом цвете. А выполненная в 60-х годах стилизация — в благородном салатном.

— Это же были очень большие объемы работы, наверное?

— Да. Это тысячи квадратных метров стен. Только плинтусов у нас — километр! Можно и иронизировать, конечно по этому поводу, ведь что такое плинтус? Но в действительности — он качествененный и широкий, достаточно дорогой, и это что-то такое, что объединило, стало определенной осью для всех помещений. Попробовали и стилизовать отдельные залы — повернули аутентичные (конца XIX — начала XX века, эпохи эклектики, немножечко — сецессии) люстры, и они стали на свое место. Также поновили-отчистили основную большую хрустальную люстру, которую, наверное, никто не чистил с 1939 года, а может, и  с 1920-го. Вместе с тем, в целом поменяли освещение. Наверно же, помните, какие страшные, пожелтевшие от времени «корыта» висели в галерее (наверное, еще были установлены в 60-х или 70-х годах). В настоящее время у нас современный, дискретный свет, который не уничтожает картины. Кроме того, показывает их во всей красоте!

А что по экспозициям у вас изменилось?

— В нашей галерее была огромная коллекция польского искусства, которая и превалировала, и доминировала в музее. Мы не думаем о том, чтобы как-то затенить польское искусство, но показать нужно было и другие аспекты.  Например, австрийский. Поскольку музей создавался еще в начале ХХ века, то отношение горожан к австрийским властям, в отличие от настоящего времени, было немножечко иным. Поэтому австрийский аспект немножечко затушевывался. Мы возобновили ту справедливость и показали тот период иногда даже наивного австрийского искусства начала ХІХ века, но потом и, несомненно, более стоимостные произведения, которые отображают ту эпоху. Мы отошли от той модели, которая была раньше. И в значительной мере дополнили ее периодом, когда начиналась де-факто украинизация — не только Львова, но и художественных групп во Львове. В свое время в этом музее практически не были представлены украинские художники на должном уровне. Ну, может, одна-две работы Сельских или Манастырского. Но этого было явно недостаточно. И огромное внимание мы уделили экспонированию в нашем музее работ Новакивского.

Из собственных фондов? Или одалживали?

— Просили в депозит у частных собственников, и они любезно предоставили нам роскошную коллекцию. Вместе с тем мы просили в депозит, собственно, украинских художников в Национальном музее во Львове имени Шептицкого. И эта братская нам институция предоставила работы Труша, также — других художников. И благодаря этому, не имея их в своей коллекции, мы в значительной мере показали тот культурный ландшафт Львова конца ХІХ — началу ХХ века.

—  В аннотации к событию написано, что вы  количество залов для выставок увеличили. За счет чего?

— Почему-то в галерее сложилась такая традиция, что часть залов использовалась в качестве хранилища для картин. Мы это все расчистили и так увеличили площади экспозиционных пространств. И так получилось, что в настоящее время у нас в музее на экспозиции приблизительно две трети объектов, которые никогда не выставлялись. А в целом представлено 365 произведений. То есть теперь у нас — совсем другой музей! Чем мы очень довольны. И приглашаем в гости.

Обновленный Дворец Лозинского будет открыт с 3 февраля. По мнению Тараса Возняка, это открытие — большое событие не только для Львова, но и для всей Украины. А еще генеральный директор ЛНГИ обещает в ближайшем времени торжественное открытие Музея модернизма, который будто бы продолжает ту экспозицию, которая открывается на днях во Дворце Лозинского. А заканчивается она работами Маргит и Романа Сельских.  

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов. Фото предоставлено Львовской галереей искусств
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ