Пьеса «Женщина в стиле осень» российского драматурга Владимира Дьяченко на сцене Житомирского академического областного музыкально-драматического театра им. И.Кочерги изменила имидж. Теперь это дама с флером загадочности — смотрим премьеру «Женщина в style Jazz» (именно так назвала новый моноспектакль режиссер, художественный руководитель театра Наталья Тимошкина). Определяющим, наверное, стало мировосприятие, которое заложено в основу сыгранной сценической истории. Джаз как метафора — импровизация, полиритмия, тембровое своеобразие, синкопы, свинги, а следовательно, мощный потенциал для моделирования мотивов поведения героини, для более глубокого анализа человеческих отношений.
События в спектакле происходят на грани бреда и реальности. Главный и единственный персонаж на сцене Эмма Ф. (актриса Марина Иваненко) во сне наталкивается на газетное сообщение о катастрофе самолета, на который у нее билет. Ее попытка уберечь от опасного рейса других пассажиров терпит фиаско. Дальше — водоворот телефонных разговоров. Из них, как из отдельных пазлов, складывается грустная картина еще одного человеческого одиночества, а еще — непонимания, невнимательности, нелюбви. Обиды героини на ближних, нынешние и накопленные годами, все агрессивнее фонтанируют, приглашая все те персонифицированные беды-хлопоты в салон обреченного самолета: мужчину со своей любовницей, любовника-изменника со своей «искренней» подругой (она же и «увела» любовника), мать, которая завещает дом не ей, а брату, самого брата, эгоистичного и избалованного сына (!), непутевого его гувернера, портниху, парикмахера, и даже кота Робина (за то, что порвал «крутые» чулки). Рисунок роли Мариной Иваненко очерчен сильными мазками — резкая, уверенная в себе, в прочности своего положения дама на глазах превращается в слабое, униженное существо, которое жаждет страшной отплаты.
К ключевым эпизодам спектакля следует отнести сцену с бабочками. Изысканный замысел режиссера — мужской пиджак и шляпа как символы возможного пристанища для героини, махаоны — как воплощение любви, но одновременно и неосуществленных мечтаний — в сочетании с замечательной пластикой и выразительной мимикой актрисы дали мощный эффект: начинаешь сочувствовать женщине, которая, возможно, и не заслуживает этого. Ведь она страдает от отсутствия простого человеческого тепла, а потому страстно жаждет его. Перед зрителем появляется непростой вопрос: как совместить сопереживание со страшным замыслом героини? При том, что процесс превращения первичного желания спасать незнакомых людей в решение групповым авиаперелетом покончить сразу со всеми проблемными отношениями с близкими, актрисой воплощено динамически, психологически точно и эмоционально. Инструментарием стали выверенность движений, разнообразие интонаций, продемонстрированных Мариной Иваненко. В калейдоскопе мизансцен эффект целостности спектакля достигнут в первую очередь концентрацией в руках Натальи Тимошкиной также сценографии, музыкального оформления (в спектакле использованы композиции Нино Катамадзе), дизайна костюмов.
Действо, которое так бурно и ярко развивалось, по жизненной логике должно иметь выразительный финал. Кстати, часть малого зала, предназначенная для зрителей, решена в стиле салона самолета с элементами театра-кафе, а команда пилотов и стюардесс приглашает собравшихся на... именно тот рейс. И с лайнером будто бы действительно случается катастрофа при посадке. Однако сразу объявляется, что это был лишь сон. Настоящая авария самолета, с гибелью героев, могла бы стать своего рода катарсисом для зрителей. Остается надеяться, что, невзирая на облегченную концовку, спектакль заставил зрителей задуматься. И в первую очередь — не подстерегает ли их такая же разрушительная драма одиночества буквально за ближайшим поворотом жизни? Получают ли от них достаточно тепла близкие люди? А, может, и они планировали когда-то своему окружению полет таким рейсом, или провоцировали своих близких на подобные замыслы? Финал «открыт», и выбор за каждым из нас.