Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Список Шиндлера» Игоря Савицкого

И история создания уникальной коллекции в городе Нукус
4 ноября, 2020 - 09:08

Коммунистический режим продемонстрировал, что свободные духом люди существуют всегда, и всегда есть те, кому хватает смелости бороться против угнетения. Форм протеста существует огромное количество, от крайне радикальных до вполне мирных. Среди последних так называемое культурное сопротивление. Это попытка средствами, которые дает культура, доказать обидчику ошибочность его идей.

Коллекция Игоря Витальевича Савицкого демонстрирует победу силы личности над системой, а силы искусства над ложной идеологией, которая уничтожала души, умы и тела своих подопечных, как ужасный монстр с картины Босха.

РАННЯЯ БИОГРАФИЯ

Прежде чем говорить о коллекции, стоит коротко рассказать, кем был ее автор и как формировалось его мировоззрение. Игорь Савицкий родился в Киеве в 1915 году и имел польские, еврейские и русские корни. Одним из его дедов был известный византолог Тимофей Флоринский, которого казнили большевики. После революции в 1920 году семья переехала в Москву, где юный Игорь увлекся живописью. Во время учебы в заводской школе «Серп и молот», где он получил специальность электромонтажника, брал частные уроки рисования у московских художников Р.Мазеля и Е.Сахновской. В 1934—1946 гг. Савицкий получил важное художественное образование (Московский полиграфический институт, Московское художественное училище памяти 1905 г., Институт усовершенствования художников в мастерской Льва Крамаренко, Суриковский государственный художественный институт в Москве).

Из-за болезни молодой художник не был призван в армию и 1942—1944 гг. провел со своим институтом в Самарканде. Здесь он впервые познакомился со своеобразной и интересной культурой народов Средней Азии, брал уроки живописи у выдающихся мастеров, отбывавших ссылку.

В 1950 г. по приглашению известного этнографа Средней Азии Татьяны Жданко приехал в Каракалпакстан, для работы в Хорезмской археологической и этнографической экспедиции Академии наук СССР, которую возглавлял Сергей Толстов. Здесь, под руководством Т.Жданко, Савицкий изучал и собирал предметы народного творчества каракалпаков. В Узбекистане Савицкий встретил Роберта Фалька, который             оказал большое влияние на мировоззрение молодого ученого. Фальк был известным живописцем еще до революции 1917 года, членом группы художников-авангардистов «Бубновый валет», которая существовала в 1910—1917 гг.

В течение 1928—1937 годов он жил в Париже. По возвращении на родину художник был объявлен формалистом, его картины получили клеймо запрещенных, а сам он был выслан в Среднюю Азию. Но у него было несколько учеников, с которыми он делился своими прогрессивными, на свое время, идеями, среди них и Савицкий. Есть утверждение, что однажды Фальк сказал молодому Игорю, что тот никогда не станет хорошим художником. Тогда Игорь Савицкий решил бросить живопись и начать собирать ее. Он в 1954 году покинул Москву и переехал в Узбекистан.

НАЧАЛО КОЛЛЕКЦИИ

В 1959 году был открыт Каракалпакской отдел Академии наук Узбекистана. Здесь Савицкий иногда устраивал выставки национального искусства региона — он вместе со своими учениками путешествовал по аулам и находил уникальные остатки местных культурных артефактов: ювелирные изделия, одежду, юрты и предметы быта. Это был первый шаг к созданию музея. Усилия ученого поддержала местная интеллектуальная элита: художник Кдирбай Саипов, скульптор Йолдасбек Куттимуратов, ученый Марат Нурмучамедов и многие другие. Музей искусства Каракалпакстана появился в 1966 году в Нукусе. К тому времени он имел только две комнаты и одного сотрудника, но стал центром местной художественной жизни: здесь много людей встречались, обсуждали, учились и развивались как создатели.

Нукус — столица республики Каракалпакстан, Узбекистан. Республика находится на границе с Казахстаном, недалеко от печально известного Аральского моря. Удаленность от центра способствовала существованию чувства свободы в городе. Регион интересовал власть только из-за хлопка, который здесь выращивали. Такая атмосфера создала хорошие условия для реализации цели коллекционера. Польский исследователь Средней Азии Войцех Гурецкий писал, что художественные произведения, нежелательные в галереях Москвы, Ленинграда, Киева и даже Ташкента, в Нукусе прошли, потому что здесь цензура была не так пристальна. Сначала это была коллекция народного искусства каракалпаков. Каракалпаки («черные шапки») с давних времен вели кочевую жизнь. Их культура глубоко связана с этой традицией, которая формировалась на протяжении тысячелетий. Вторжение большевиков в регион разрушило традиционный уклад жизни и поставило под угрозу существование уникальных артефактов.

Со временем музей Савицкого пополнился коллекцией российского авангардного искусства. Исследователь сосредоточил свое внимание на работах запрещенных художников раннего советского периода. Ученый также считается открывателем так называемого таджикского авангарда — художников, которые в своем творчестве объединили лучшие образцы европейской культурной традиции и колорит локального фольклора. Эти художники, в своем большинстве, отбывали в Средней Азии ссылки.

МУЗЕЙ НУКУСА

Музей обрел популярность сразу после создания. В 1968 — 1969 гг. его коллекция экспонировалась в Москве, в Восточном музее. Затем была представлена в других городах Советского Союза — Таллинне, Львове, Ленинграде, Алма-Ате, Уфе, Казани, Ташкенте и др. Первая зарубежная выставка была в Югославии. Благодаря этой славе в 1970-х Савицкий стал довольно важной личностью даже в московском культурной жизни и получал финансирование от Министерства культуры, что было несколько парадоксально, учитывая характер коллекции. Как упоминалось ранее, значительную часть собрания составляют работы советских авангардистов.

Авангард — отрасль искусства, появившаяся в начале XX века. Авангард был частью не только живописи, но и литературы, кино, скульптуры. Это движение означало уничтожение традиции и создание новых форм и методов в творчестве. Это было совершенно новое и экспериментальное искусство. Художники-авангардисты хотели показать жизнь без каких-либо прикрас, только реальность. Советская власть провозгласила это искусство враждебным советской идее.

О таких запрещенных и проклятых художниках-авангардистах, как Василий Лысенко, нельзя было упоминать. Все, кто сотрудничал с ними, подвергались опасности. Большинство художников-авангардистов умерли в трудовых лагерях ГУЛАГа или стали алкоголиками, не имея никаких жизненных перспектив, часть из них была отправлена в психушку или расстреляна во время сталинских чисток. Савицкий стал детективом и начал ездить по Советскому Союзу в поисках работ преследуемых художников. Он находил семьи, расспрашивал о сохранившихся работах. Если удавалось что-то найти, то произведение вывозился в Нукус.

Для семей репрессированных, забытых художников помощь со стороны коллекционера была очень ценной — он всегда оплачивал свои покупки, даже из одолженных денег. Среди художников, работы которых экспонируются в художественном музее Нукуса, Роберт Фальк, Любовь Попова, Иван Кудряшов, Климент Редько, Александр Волков, Василий Лысенко, Николай Караган, Александр Николаев (Усто-Мумин), Надежда Кашина, Елена Каравай, Александр Шевченко, М.Соколов, который был репрессирован в 1930 году. Здесь мы можем найти произведения узбекских художников Урала Танксикбаева, Виктора Уфимцева, Дарибая Турениязова.

Известная история связана с портретом Алишера Навои, написанным Г.Никитиным — Савицкий нашел его в одном старом доме, где картиной закрывали дыру в крыше. Коллекционер рассказал, что он находил эти картины, свернутые под кроватями старых вдов, похороненными в семейном мусоре, в темных уголках мастерских художников. Пытаясь спасти свою коллекцию, куратор музея вел двойные счета и не фиксировал некоторые платежи. Иногда он умалчивал имена художников или менял названия произведений.

В целом, коллекция насчитывает 7452 живописные работы, 25223 графические работы, 1322 скульптурные работы, 7562 произведения народного искусства, 1902 монеты, 8618 археологических материалов. В течение следующих трех десятилетий музей собрал еще тридцать тысяч экземпляров. Залы содержат лишь небольшую их часть.

ПРИЗНАНИЕ

Савицкий был одержим своей работой. Это была настоящая страсть. В последние годы жизни он оставил свою квартиру друзьям и все время находился в музее. Он спал по три-четыре часа и проводил каникулы в поисках экспонатов. В итоге дыхательные пути мужчины обгорели под влиянием паров формалина, которым он чистил бронзовые предметы. После смерти Игоря Савицкого в 1984 году музей получил его имя. Его могила находится в Нукусе. На мемориале есть следующая надпись: «Для гениального хранителя красоты от благодарных потомков».

А после обретения независимости Узбекистаном в 1991 году Игорь Савицкий был удостоен многочисленных государственных наград. В общем, Савицкий реализовал себя как художник, археолог, этнограф, педагог, коллекционер, консерватор и писатель, его самая известная книга — «Этнография Каракалпакстана». Неизвестно, считал ли он себя диссидентом, однако его деятельность в форме служения искусству явно не способствовала укреплению советского режима.

Сегодня музей по праву называют «жемчужиной региона Аральского моря», «сокровищем Нукуса», «Лувром в пустыне» и «Третьяковской галереей Узбекистана» — его коллекция насчитывает около 90 тыс. Экспонатов и считается второй по величине коллекцией российского авангарда в мире. Интерес к музею растет благодаря прессе Японии, США, Австралии. О нем был снят фильм «Пустыня запрещенного искусства» Анжелики Поуп с участием Бена Кингсли.

Успех деятельности Савицкого был возможен во многом благодаря его личному героизму и преданности работе, его готовности пожертвовать собой ради сохранения искусства для будущих поколений. Один из журналистов удачно сравнил коллекцию Игоря Савицкого со списком Шиндлера в области искусства. История создания музейной коллекции Нукуса показывает, что существует множество форм протеста. Некоторые из них не громкие и в свое время оставались малозаметными. Но история показывает, что они достигли своей цели.

Янина БУТЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ