«Ніч яка місячна, зоряна, ясная»... «Тиха украинская ночь»... «Звезды блещут»! «Хрущі над вишнями гудуть»... «Спіють півні»... «Не співайте, півні, не вменшайте ночі»...
Потому что эта ночь светится в театре «Колесо» на Андреевском спуске. Светится многочисленными звездами украинской ночи, темными окошками уснувших хат, перелазами и горшками, стрехами и колодцем, искренними, трогательно наивными словами забытой пьесы Степана Васильченко и свежими талантами молодых актеров и их опытных коллег.
Васильченко писал пьесу «Не співайте, півні, не вменшайте ночі» в окопах Первой мировой войны, наверное, вспоминая мирную, тихую украинскую ночь, свою первую любовь, юношеские залеты по садам и чердакам, длинные косы и черные глаза стройных девушек, свирель молодой души отца... Вышла пьеса-зарисовка, не «хорошо сделанная», а словно какая-то незавершенная, как будто и без сюжета — только сплошные чувства любовной неги, ревности, ухаживания, легких оскорблений и радостных примирений. Что и положило на нее клеймо «несценической». А спустя почти сто лет такая драматургия оказалась авангардистской, импрессионистической, постмодерной, если хотите. И в сценической реализации такого драматургического материала нужно было полагаться не столько на профессиональный режиссерский инструментарий, сколько на естественную привлекательность и искренность актеров, способных создать атмосферу звучания, предчувствия, жажды и целомудренной юности. Что и сделала режиссер-постановщик спектакля Ирина Клищевская.
Двадцать лет возглавляя созданное ею «Колесо» Ирина Яковна поняла, что пора омолаживать театральный организм и прибегла к перспективному проекту «Молодая надежда», отдавая себя и сцену своего театра начинающему. Так ярко засветился здесь «Звездный мальчик» О. Уальда в постановке молодого режиссера Анатолия Суханова, в исполнении юных студентов театрального факультета Киевской детской академии искусств с волшебной мелодичной музыкой молодого композитора Сергея Паригина.
А теперь и будущие актеры с творческой мастерской режиссера Петра Ильченко из Национального университета культуры и искусств запели-заиграли призабытую пьесу С. Васильченко. Классической украинской красоты Ирина Ткаченко (Прися), круглолицый колокольчик Валерия Самойлова (Настя), кудрявый сорвиголова Станислав Жирков (Кость), темпераментный Дмитрий Шарабурин (Максим) в своих первых работах на профессиональной сцене проявили незаурядное мастерство и искреннюю веру в предложенные обстоятельства жизни своих предков (или современников?). Они не просто красиво поют множество украинских песен — они ими действуют, с помощью песен выясняют отношения, ухаживают и извиняются. Пусть бы этой перспективной молодежью заинтересовались «большие» украинские театры на широких просторах нашей земли. А молодежь эта не соблазнялась бы только столицей, а завоевывала достойную ее звездную славу там, где она востребована, ожидаема и любима.
Молодежь в спектакле достойно и заботливо поддержали взрослые. Изодранная между ревностью и любовью длиннокосая Аграфена (Елена Иванова). Тихий лирический свирельщик Тихон (Александр Бирюков). А как появляется изнывающая от любовной истомы Пелагея (Ольга Радчук), то прячьтесь все — затопит любовью.
«Ночь любви» — так в версии театра «Колесо» называется пьеса С. Васильченко. И это не заигрывание с публикой, а концепция спектакля. Сегодня, когда поцелуи-лобзания и чуть ли не совокупления лезут в глаза и в транспорте, и на улицах, а в любовь верят немногие, подменяя его грубым сексом, театр «Колесо» утверждает, что именно любовь украшает человека, что именно целомудрие соблазняет сильнее, что любовь является корнями, основой, силой жизни и личности.
Такое вот влюбленное, мечтательное, поющее украинское село радует зрительскую душу на сцене площадью... 15,5 м 2 . Это как ваша комната. И весь театр на двух этажах старого подольского дома занимает 246,4 м 2 . Это как чья-то квартира... В зале помещается 60 зрителей, а на спектаклях в кафе первого этажа 45. Представляете прибыль театра от продажи билетов? Безумные деньги. А в театре работает более 50 сотрудников: 16 штатных актеров и еще 6 работающих по контракту. Остальные — радисты, осветители, гримеры, костюмеры, билетеры и т. д. С помощью этих сил «Колесо» показывает в действующем репертуаре 28 спектаклей различных по жанру, стилю, философии и форме, на которые трудно попасть, потому что интересно. Театр побывал почти на 40 международных фестивалях, где получил множество наград. Осуществляет творческие проекты с признанными художниками Австрии, Болгарии, США, Франции, Швейцарии, Швеции. Сотрудничает с творческими учебными заведениями. Ведет благотворительную работу, бесплатно показывая спектакли пенсионерам, студентам, инвалидам. Творческая деятельность театра «Колесо» признана профессиональной критикой и отмечена различными наградами...
«Гадючник» — другие (значительно более крепкие) ругательства не приводим. Так во всеуслышание высказывается в адрес театра «Колесо» его сосед, народный художник Украины, лауреат Государственных премий СССР, лауреат премии Ленинского Комсомола, академик Академии искусств Анатолий Гайдамака, которому в двух третях этого же дома на Андреевском спуске, 8 принадлежит своя собственная мастерская. Хотя осведомленные люди поговаривает, будто таких мастерских у художника еще несколько. А ругается он по-кайдашевому — за спорную территорию. Дело в том, что год назад умер еще один сосед театра — стенка в стенку — художник Валентин Реутов, светлая душа, друг и частый посетитель театра «Колесо». Его мастерская в 218,3 м 2 . часто служила театру и в качестве творческой гостиной, и склада костюмов, потому что в своем микроскопическом пространстве театр задыхается. Главное управление культуры Киева, на балансе которого находится пустая, в настоящее время, мастерская В. Реутова, готово отдать ее «Колесу», чтобы поддержать театр и облегчить его материальное положение. Но на эту площадь положил завистливый несытый глаз народный лауреат и академик Анатолий Гайдамака, который считает себя украинским Церетели с Глазуновим вместе.
Пан Гайдамака широко известен в узких кругах художников и интеллектуалов с отрицательной, мягко говоря, стороны. С ним избегают иметь дело порядочные люди настоящей культурной элиты Украины. Он научился дружить с советской властью и реализует это умение со властью нынешней. Гайдамаке удается использовать дружеские отношения с нашим Президентом, провоцируя Виктора Андреевича и депутатов горсовета на сомнительной справедливости распоряжения и решения.
Между тем бросается в глаза, что отношение государства и Киева к театрам как таковым день ото дня ухудшается. Под угрозой закрытия уникальный в Украине и известный в мире Театр марионеток, потому что старый дом на Подоле, который художники собственноручно превратили в волшебный уют, уже продан кому-то безразличному к искусству. Чиновник Соломенского района, обязанный по должности заботиться о культуре, намерен выселить (а следовательно, закрыть) из подвала на Ереванской скромный, но такой нужный театр «Странный замок». Без помещений остаются киевский «Модерн- балет», театр «Ателье-16», «Свободный театр», «Золотые ворота», «Черный квадрат», тормозится строительство «Свободной сцены» на Троещине и Малой оперы... Перечень можно продолжать. Об открытии новых театров, которых так не хватает столице европейского государства — Киеву, просто не идет речи. Ну и что с того, что в Париже 500 театров, а в Киеве, вместе с Национальными, около 30-ти. Мы же на хуторе близь Диканьки...