Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Среди болельщиков Евро пять процентов — любители классической музыки»

В нынешнем году проведение Международного конкурса им. В. Горовица совпадает с футбольным чемпионатом
11 мая, 2012 - 12:04
ЧЕСТИ ОТКРЫТЬ IX МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС МОЛОДЫХ ПИАНИСТОВ ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ГОРОВИЦА УДОСТОЕН «ЗОЛОТОЙ ЛАУРЕАТ» 2010 ГОДА — КИЕВЛЯНИН РОМАН ЛОПАТИНСКИЙ (СРЕДНЯЯ ГРУППА) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ИМ. В. ГОРОВИЦА

Ныне полным ходом идет подготовка к IX Международному конкурсу молодых пианистов памяти Владимира Горовица, который откроется 8 июня в Национальной филармонии Украины. Честь открыть это престижное музыкальное соревнование удостоены два «золотых лауреата» — победители конкурса 2010 года — киевлянин Роман Лопатинский (средняя группа) и пианистка из Южной Кореи Kim Kho Woon (старшая группа). В преддверии конкурса Горовица его основатель и бессменный директор Юрий ЗИЛЬБЕРМАН ответил на вопросы «Дня».

— Поделитесь своими впечатлениями о поездке в Японию?

— Для участия в концертах мы пригласили лауреата VIII конкурса в младшей группе Александру Касман, представляющую США, и украинского победителя в средней группе Романа Лопатинского. Японские контакты конкурса Горовица длятся уже много лет. Еще в 1997 году, когда членом жюри конкурса был известный японский пианист и педагог Казухико Накадзима, в Токио был организован отбор японских пианистов-кандидатов на участие в конкурсе. Украину в жюри представлял ректор Национальной музыкальной академии им. П.Чайковского В.Рожок. Среди отобранных на приезд в Киев пианистов была уникальная юная пианистка, получившая I премию и Золотую медаль, Риса Хиноуэ. А в старшей группе — замечательный и тонкий музыкант, ставший также лауреатом конкурса, Казумаса Мацумото. Он теперь весьма популярен и успешно концертирует в Японии и в Европе. В последующих конкурсах японские пианисты неоднократно становились лауреатами. Так что контакты с Японией поддерживались почти столько же лет, сколько существует конкурс Горовица. В 2011 г. у нас были запланированы концерты в Токио, Осаке и Хамамацу, но трагедия 11 марта не дала нам возможности выехать. В этом году мы снова были приглашены в Японию. Наша цель: дать концертные площадки нашим лауреатам и ознакомить как можно большее количество людей и стран с конкурсом В.Горовица.

Мы прилетели в Токио 10 марта, провели несколько встреч с нашими деловыми друзьями, а 12 марта выехали в Хамамацу. В этом городе находятся фабрики музыкальных инструментов фирмы Yamaha. Кроме того, как известно, там же проходит знаменитый международный конкурс, названный по имени города — Hamamatsu (среди лауреатов которого, между прочим, немало победителей конкурса Горовица). Нас замечательно встречали: отрадно и приятно было видеть, как на флагштоке перед центральным офисом фирмы реяли три флага — Украины, Японии и фирменный флаг Yamaha. Мы осмотрели фабрику роялей, наши молодые пианисты имели возможность перепробовать десятки изумительных инструментов (новая серия концертных роялей ручной работы), а мы вместе с импресарио конкурса Ириной Полстянкиной успешно провели переговоры с руководством фирмы в отношении установки концертного рояля для будущего конкурса. Уже вечером мы прибыли в город Осаку, где на следующий день состоялся концерт наших лауреатов. Сразу скажу: японская публика, может быть и более сдержанная, чем, скажем, наша или американская, но очень внимательная и приветливая. Почему я говорю о публике? Дело в том, что концерт был разделен на два отделения, в первом из которых Сашенька Касман исполняла произведения Николая Метнера (скажем прямо, не самого популярного автора), а во втором отделении Роман играл «Петрушку» И. Стравинского, Скерцо из Шестой симфонии П.Чайковского (в очень сложном переложении С.Фейнберга). Программа, мягко говоря, не очень подходила любителям. Скорее — для слушателей-профессионалов. Тем не менее, слушали очень внимательно, тепло и восторженно приветствовали...

— Может, хороший прием публики был потому, что наши ребята — экзотика для японцев?

— Нет. Думаю, дело не в этом. В японских средних школах музыкальные занятия являются столь же обязательными, как и, скажем, арифметика или родной язык. Дети получают в аренду в школе прекрасные инструменты. Обучаются игре на них. Играют в ансамблях, оркестрах (упомянутая Yamaha производит тысячи инструментов!). С раннего детства им прививают вкус к подлинному искусству. Каждый слушатель уже располагает вполне приличным музыкальным тезаурусом — он довольно много слушал, а может быть и играл сам. Поэтому его восприятие подготовлено к серьезным музыкальным произведениям.

— А в Токио был концерт?

— В Токио ребята играли в знаменитом зале Yamaha Ginza Hall. Зал с изумительной акустикой, абсолютно весь в дереве, а главное — с фантастическим роялем! Концерт был очень успешным. Наверное, сказалась общая атмосфера приподнятости, важности концерта в столице, аура зала — все это заставило ребят сконцентрироваться — они играли невероятно интересно, вдохновенно, ярко, сливаясь с залом, который отвечал им абсолютным резонансом. Я наблюдал, как впереди меня сидела маленькая девочка, лет 6—7, с мамой. Ребенок слушал сложнейшую музыку Стравинского, Метнера, современных композиторов заворожено. Поразительно! Оказалось — она уже известна в Японии, победительница конкурсов для самых маленьких (японский аналог «Горовиц-Дебюта») и собирается в следующем году участвовать в конкурсе Горовица в Киеве.

— Роман Лопатинский сейчас сдает свою первую сессию в Национальной музыкальной академии Украины, а в июне откроет конкурс Горовица. Он много играет?

— Роман в конце мая дает концерт в Париже с новой программой. Это будет концерт-презентация украинских композиторов ХХ века: Бориса Лятошинского, Ивана Карабица и Мирослава Скорика. Это наш совместный проект с Украинским культурным центром в Париже. Мы подготовили специальное издание нот — «24 Прелюдии» Карабица, которые будут подарены слушателям...

Вы затронули самую больную струнку: задача музыкального конкурса, как я себе это представляю, не только открыть талант, но и взрастить его! Это главное, что может и должен сделать для него конкурс. Поэтому мы как устроители обязаны предоставить своему лауреату максимальную возможность реализовать себя. А как можно сделать? Только в концертах! Именно этим вопросам посвящены, главным образом, заседания (ассамблеи) Европейской и Всемирной федераций музыкальных конкурсов.

— Кстати, о Генеральной ассамблее Федерации. Она проходила в Голландии. Скажите, конкурс им. Владимира Горовица — член Федерации?

— Всемирная федерация международных музыкальных конкурсов существует более пятидесяти лет (создана в 1957 г.). В нее входят 123 крупнейших музыкальных конкурса мира. Это — известные, престижные международные конкурсы, такие как П.И.Чайковского в Москве, Королевы Елизаветы в Брюсселе, Вэна Клайберна в США, Л.Бетховена в Вене, Н.Паганини в Италии и т.п. В 2004 году в Федерацию был принят конкурс Горовица. Заседания организации (генеральные ассамблеи) проходят один раз в году. На них рассматриваются важные проблемы, которые тревожат членов Федерации: системы оценивания конкурсантов, организация гастрольных поездок, концертов для лауреатов, привлечение внимания молодых исполнителей к конкурсу. На генеральных ассамблеях рассматриваются вопросы актуальности конкурсных требований и программ, привлечения новых технологий в конкурсном движении и др. В апреле Генеральная ассамблея WFIMC — такова аббревиатура Федерации — происходила в маленьком городке Голландии Хертогенбоше, родине Иеронима Босха.

Основным вопросом, поставленным во главу угла в этом году, было соответствие конкурсов Уставу Федерации. Было приведено несколько примеров, когда тот или иной конкурс, вступив в Федерацию, не выполнял требования, например, относительно обязательств перед своими лауреатами в части предоставления им ангажементов в послеконкурсный период. Были и другие нарушения: перенос времени проведения конкурса без согласования с Федерацией (а это влечет за собой одновременное проведение однотипных конкурсов в рядом расположенных странах), изменения номинаций, программных требований, словом, того, что привносит во всемирное конкурсное движение элементы хаоса. На Ассамблее единогласно было принято решение расширить состав правления (как правило, президенты престижных мировых конкурсов) до девяти представителей с тем, чтобы увеличить поле наблюдений, т.е. предусмотреть инспекторские поездки членов правления на проводимые в году конкурсы. Это коснулось и конкурса им. Владимира Горовица: с 18 по 23 июня ІІІ тур и заключительный концерт победителей посетит президент Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов Гленн Квок. Добавлю, что в эти же дни мы ожидаем генерального секретаря Европейской ассоциации молодежных музыкальных конкурсов (EMCY) Клэр Годар.

— Расскажите о подготовке к предстоящему ІХ Конкурсу им. В. Горовица. Ведь день его открытия и Чемпионата Европы по футболу совпадают? Не привнесло ли это дополнительные трудности для оргкомитета?

— Не без этого. Но... игра стоит свеч. Мы ведь и переносили сроки проведения ІХ конкурса (согласовав предварительно с Федерацией) с определенными целями. Прежде всего, конечно, то, что среди огромного количества болельщиков, по оценке УЕФА, около пяти процентов (от предполагаемого миллиона — это 50 тысяч!) — любители классической музыки. Значит, необходимо создать им условия для удовлетворения этой потребности. Не нужно забывать, что двери Национальной филармонии во время проведения конкурса открыты для посещения. Кроме того, учебный год к июню будет завершен раньше обычного, что даст нам возможность предоставить конкурсантам аудитории Киевского института музыки им. Р. Глиэра с роялями для занятий. Естественно, есть сложности с передвижением, транспортом, дороговизной гостиниц и пр. Но в преодолении этих преград нам активно помогает Министерство культуры и Главное управление культуры КМДА. Так что, думаю, конкурс Горовица пройдет на высоком уровне, а главное — появятся новые «звездочки» — талантливые музыканты!

Лидия НОВОХАТЬКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ