«Дьявол» — первый фильм из цикла киноужасов «Ночные хроники», инициированного продюсером Найтом Шьяманалом, известным как постановщик триллеров «Шестое чувство» и «Знаки». Шьямалан также написал сценарий вместе с Брайаном Нельсоном и нанял режиссером доселе не очень известного Джона Эрика Доудла.
В Филадельфии, в будний день пятеро незнакомцев заходят в лифт в здании бизнес-центра. Лифт застревает, и все попытки устранить поломку ни к чему не приводят. Постепенно выясняется, что один из узников — сам дьявол, и он пришел забрать жизни и души всех этих грешников, собранных там отнюдь не случайно.
Многие приемы Доудла стандартны. С первых же кадров он всячески нагнетает атмосферу: перевернутая камера скользит над океаном и над городом, за кадром гремит мрачный оркестр, в небесах собирается гроза; честно сказать, срабатывает все это слабо. Настоящее напряжение начинает ощущаться, когда пятеро обреченных оказываются запертыми в клетке на высоте двадцати с лишним этажей. Опять же — напряжение это имеет своим источником не те привычные трюки, применяемые в голливудских триллерах (резкие звуки после длительного затишья, нечто непонятное, происходящее в темноте, глупые персонажи, лезущие прямо в ловушку), а, скорее, детективную составляющую: гадаешь, что же из пятерых — настоящий князь зла? Немало драматизма также придает то, что главный герой — детектив Боуден (Крис Месина), по сути, так и остается наблюдателем, который не в силах ничего изменить.
Самое любопытное, однако, то, как в современном триллере проступает иной, намного более давний жанр. Козни злой силы, неизбежность воздаяния, компания преступников как коллекция воплощений смертных грехов, моралистический финал, вмешательство, пусть скрытое и опосредованное, божественной силы — все это признаки миракля, жанра театрального представления, зародившегося еще в Средневековой Европе. Герои мираклей глубоко погрязали в грехе, творили ужасные дела, но к финалу раскаивались (иногда не без помощи Провидения) и получали прощение свыше. Современность антуража и отсутствие в кадре вестников с небес не принципиальны: в целом сюжетная схема сохранена.
Голливуд не забыл, что кино родилось на площади, среди балаганов, как самое простое развлечение. Площади сменились залами кинотеатров, балаганы разрослись до мощной киноиндустрии, но вера в чудеса, пусть даже экранные, осталась. Значит, и такие фильмы будут выходить вновь и вновь, и зрители вновь будут простодушно пугаться двухмерных демонов.