Протокол «Фантом» — это тот план действий для спецотряда «Миссия невыполнима» (руководит им Этан Хант — Том Круз), согласно которому отряда как будто не существует: руководство, сидящее в США, от смелых бойцов дяди Сэма отрекается, все контакты с центром прерываются. Хант и команда действуют на свой страх и риск, опять спасая мир — на сей раз от шведского ученого-маньяка, который во что бы то ни стало хочет развязать ядерную войну, поссорив Россию и США.
Если вам это что-то напоминает, то так оно и есть. Каждый раз, когда в прокате появляется новая «Миссия», трудно отделаться от мысли, что Круза долгие годы снедало желание создать собственный аналог приключений Джеймса Бонда. Время прошло, авторы «бондианы», судя по последним сериям, наконец приспособились к новой обстановке, а вот Круз, кажется, так и остался где-то в середине 1980-х. И чего тут только нет! И взорванный Кремль, и ползание вверх-вниз по знаменитому небоскребу Башня Халифа в Дубаи, и Владимир Машков в роли непонятно кого — то ли работника ФСБ, то ли милиционера, то ли пародийного Глеба Жеглова, в любом случае регулярно получающего по физиономии от Круза. Если добавить фантастическую спецтехнику, спрятанную в полуразвалившихся советских телефонах и вагонах, красавиц-убийц, бесконечные драки, то картина будет полной. И, как в той старой «бондиане», кадры, снятые о России (даром что в самой России), выглядят развесистой «клюквой». Сам замаскированный Хант в кремлевском эпизоде так же похож на русского генерала, как Буратино на папу Карло. Стоит ли упоминать о том, что сюжет развивается совершенно предсказуемо, по штампам всех шпионских боевиков?
Фильм более или менее налаживается к середине: сцены в Дубаи действительно захватывающие, есть несколько удачных шуток. Плохо то, что Круз вновь задействовал весь арсенал старых ужимок американских супергероев, не внеся даже доли оригинальности. Но реклама и знаменитые имена берут свое: «Миссия-4» уже собирает приличную кассу. А всего-то нужно было нанять умелого режиссера — как когда-то для второй «Миссии» пригласили из Гонконга мастера боевого кино Джона Ву, сделавшего если не шедевр, то действительно интересное зрелище.