После провозглашения Независимости в Украине построено много церквей. Следовательно, возникла большая потребность в мастерах церковной живописи, в первую очередь — в иконописцах. К сожалению, достаточно часто приходится слышать мнение, что современные иконы не трогают душу. Более того — напоминают светскую живопись... Кое-кто даже утверждает, что создание ликов превратилось для некоторых художников в зарабатывание денег... Какой же является современная икона? Обязательно ли иконопись требует академического образования? Есть ли кафедры в академиях искусств, где обучают основам иконописи? Действительно ли качество иконописи всегда зависит от духовных качеств художника? Или, в конце концов, современным иконописцам нужно совмещать традиции и новации? Об этом — в разговоре с историком искусства, проректором Львовской национальной академии искусств Романом ЯЦИВЫМ.
О ФЕНОМЕНЕ УКРАИНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ И ИКОНОПИСИ
— Вопрос современной украинской иконописи является достаточно широким и может рассматриваться в нескольких аналитических проекциях, — говорит профессор Р.ЯЦИВ. — Первой из них является общественный запрос на новую икону, соотносимо с ансамблевостью современных храмов и стадиальностью развития церковной литургии, которая органично связана с непосредственной практикой богослужения. Второй проекцией может быть каноническое идейно-смысловое наполнение иконы, как и сама эволюция развития разных иконографических типов, в соответствии с современной богословской интерпретацией Священного Писания. Еще одной аналитической проекцией можно считать сугубо профессиональную (специальную) оценку иконы как одного из жанров сакрального искусства, которое развивается не менее интенсивно, чем другие виды современного изобразительного искусства. Для того чтобы охватить сущностные вопросы функционирования современной украинской иконы, необходимо учитывать каждый из отмеченных аспектов.
«СВЯТЫЕ ОЛЬГА И ВЛАДИМИР», РОМАН ВАСИЛИК
— В целом, сколько лет технологии иконописи, и откуда она пришла?
— Технология иконописи эволюционировала от ранней христианской эпохи, но больше всего совершенствовалась в византийском искусстве. Поскольку писание икон давно осуществлялось монахами в монастырях, то сами способы подготовки почвы (левкаса) и рецепты красок были длительное время достаточно консервативными. Понятно, что эти технологии на протяжении веков подвергались определенным видоизменениям, хотя даже на современном этапе немало иконописцев стараются придерживаться давних, проверенных временами, рецептов. Вместе с тем, сегодня, наряду с классическими техниками, используются и современные материалы, в первую очередь — акриловая краска, на разных основах (грунтованное дерево, полотно) — в зависимости от функционального назначения произведения (для иконостаса в храме, для частного помещения или общественного учреждения, может быть и для выставки). В соответствии с назначением иконы выстраивается структура Образа с определенным идейно-символьным наполнением.
«СВЯТОЙ ЛУКА», СВЯТОСЛАВ ВЛАДЫКА
— В чем традиция именно украинской иконописи?
— Традиция украинской иконописи, если принимать во внимание предыдущие исторические эпохи, заключается в органическом единстве с духовно-культурным климатом в Украине, с морально-ценностными приоритетами жизни народа, и даже с определенными политическими событиями. Поэтому украинская иконопись, для примера, эпохи Ренессанса, а особенно барокко, считается демократичной по своему духу, по меркам христианской этики. Традиция украинской иконописи выстраивалась сумарностью культурно-региональных отличий, которые, в свою очередь, были инспирированы теми или иными особенностями жизни народа, а также политических элит. В этом случае нужно рассматривать каждую достопримечательность или целое явление в очень конкретном историческом, а также социальном контексте.
Феномен украинской иконописи заключается и в том, что понятие традиции не останавливало сам процесс обновления идей и форм, которыми жило это искусство. Если на тех или иных стадиях чувствовалось определенное замирание, то непременно находились те авторы, которые предлагали другой путь развития, и, как правило, он был связан с важными общественными процессами в жизни украинской нации. Больше всего это будет отображаться в так называемом народном течении украинской иконописи.
— Есть ли отличие между религиозной живописью и иконописью?
— Отличие между иконописью и религиозной живописью заключается в их разной идейной и духовной основе. Икона имеет метафизическую сущность и направлена к глубинным внутренним ощущениям человека, а религиозная живопись интерпретирует те или иные части Библейских текстов, обращаясь не только к Идее христианской веры, но и к сюжетной фабуле Старого или Нового Заветов. Лишь в отдельных пунктах христианских символов (смыслов) религиозное занятие живописью и иконопись могут сближаться между собой, но и в том случае их будет различать структура Образа.
«РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО», ЛЮБОВЬ ЯЦКИВ
— Появились ли в современной иконе современные темы?
— Духовная и эстетическая природа иконы предусматривают не только метафизические посылы, но и теософские и даже социально-этические реакции на определенные исторические периоды. Известно, что во многих иконах прошлого задержались те или иные оценки действительности, больше всего морально-ценностные деформации в жизни общества, порочные явления. В эпоху модернизма иконопись подвергалась существенной секуляризации, впитав в себя некоторые полярные духовно-культурные доктрины времени, в том числе и со следами атеистического сознания. В посткоммунистическую эпоху иконопись избавляется от тяжелых последствий материалистического мировоззрения, которое оставило отпечатки в некоторых исторических памятниках церковного искусства второй половины XX в., пытаясь вернуться к базовой парадигме христианского искусства в целом. Поэтому проникновение в современную икону тех или иных реминисценций новой исторической реальности является вполне оправданным с точки зрения традиции. Особенно интенсивно современные темы появляются за последние годы, когда украинский народ опять борется с московским завоевателем — историческим врагом Украины. Тема войны, героизма нередко трансформируется в классический образ казака Мамая, а также вписывается в другие иконографические мотивы — Богородицы-Покровы, св. Юрия, св. Михаила, Распятия Христова и др. Таким образом глорифицируются образы наших современников (Небесная Сотня).
КАК В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СТАНОВЯТСЯ МАСТЕРАМИ ИКОНОПИСИ?
— Назовите, пожалуйста, самых ярких представителей современной Львовской иконописной школы?
— К наиболее известным представителям современной иконописной живописи можно отнести, в частности, Романа Василика, Костя Марковича, Любовь Яцкив, Иванну Крипякевич, Святослава Владыку, Дмитрия Гордица, Андрея Винничко, Даниила Мовчана, Ульяну Томкевич. Оригинальную группу авторов, которые ориентируются на традицию народной иконы, составляют: Роман Зилинко, Остап Лозинский, Ульяна Нищук-Борисяк, Леонтий Скоп, Татьяна Думан. Не менее интересно трактуют иконописную традицию младшие авторы, в частности Иванка Демчук, София Билык, Ольга Кравченко, Мария Иванюта.
«УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ», ЛЮБОВЬ ЯЦКИВ
— Кафедра сакрального искусства Львовской национальной академии искусств — единственная такого рода кафедра в Украине. Чем еще она примечательна?
— На кафедру ежегодно поступает на первый курс более десяти абитуриентов, в большинстве мотивируемых заниматься именно этой сферой искусства. Вскоре, в динамике учебного процесса, эти студенты чувствуют, что сакральная сфера ощутимо отличается от всех специальностей изобразительного или декоративно-прикладного искусства. Здесь нужно тщательнее изучать традицию, знать ключевые этапы развития христианского искусства с его сложной знаково-семантической системой. С первых шагов необходимо разбираться в иконографических типах изображений, а больше всего — культивировать в себе морально-этические добродетели, без которых не может вырасти иконописец в этом творческом призвании. На учебу идут, в частности, и монахи, или выпускники других вузов, открывшие в себе желание и способности работать в этой сфере. Для развития профессионального мировоззрения в учебной программе кафедры предусмотрены не только конкретные практические занятия, но и углубленные курсы богословия, истории искусства. А сама кафедра за свои 20 лет существование стала известной как в Украине, так и за ее пределами. Об этом свидетельствует уже тот факт, что среди студентов были и граждане других государств, в частности Польши, Франции, Бразилии. Кафедра сакрального искусства инициировала Международный иконописный пленэр в с. Новица (Польша) и в с. Замлыння (Украина), после которого выставки проходят во многих городах Украины и Польши. На сегодняшний день состоялось восемь таких пленэров с большим количеством участников. Еще одной масштабной инициативой кафедры стало создание в 2012 году Украинского союза иконописцев, благодаря деятельности которой координируются усилия иконописцев из разных регионов Украины развивать эту творческую отрасль.
ОБ АВТОРСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ ХУДОЖНИКОВ
— Как относитесь к формальным новациям в современной иконописи? В частности, как прокомментируете выставку в «Иконарте» Даниила Мовчана «На бумаге», которую художник назвал «рефлексиями над иконой, над телом Христовым, над личными переживаниями вокруг сакрального искусства...». Также в настоящий момент известны случаи, когда очень светские (по тематике произведений) живописцы берутся за создание икон. Например, Александр Войтович, главная тема творчества которого — женский портрет и обнаженная натура. Между тем этот художник написал несколько икон для Гарнизонного храма святых апостолов Петра и Павла. Насколько возможно такое творческое сочетание?
— Развитие нового языка в иконописи — процесс закономерный, хотя сложный и не всегда эффективный. Некоторые авторские интерпретации канонических образов имеют дискуссионный характер и не всегда подходят для тех икон, которые исполняют роль в литургии. Бывают случаи, когда вновь созданная икона «конфликтует» со средой храма, вносит в него эстетический, а еще хуже — духовный диссонанс. Тем не менее, классическая икона побуждает к авторским интерпретациям, так же, как и религиозные смыслы нуждаются в современной интерпретации — тогда иконопись продолжает свое развитие соотносимо с новыми художественными идеями современной эпохи. На это, в частности, указывают примеры таких выдающихся мастеров второй половины XX — начала XXI вв., как Юрий Новосильский, Яков Гниздовский, Николай Бедняк, Омельян Мазурик, Петр Холодный-младший и др. «Рефлексии над иконой, над личными переживаниями вокруг сакрального искусства», как назвал свою выставку «На бумаге» Даниил Мовчан, являются вполне приемлемыми в случае ответственной духовной установки автора к своему творческому заданию. Также не вижу противоречий в факте обращения к иконописному жанру тех художников, для которых эта сфера не является главной (для примера, творчество очень интересного львовского мастера Александра Войтовича). Ключевым моментом в таких случаях является индивидуальная профессиональная, а еще больше — этическая ответственность автора перед таким выбором.