Все идет, все проходит, однако Шимчук в своих полотнах осмеливается останавливать время. Мгновение у него доступно пролонгации, максимально продленное — если не до порога вечности, то, по крайней мере настолько, чтобы зритель успел сосредоточиться и поставить себе ряд вопросов перед стабильностью предложенного Николаем Шимчуком мира, наполненного ритмами порядка, красоты и легкой печали.
Как художник, Николай Олегович Шимчук вступает в свои шестьдесят пять с достаточным жизненным опытом ради того, чтобы оставаться в нашей сложной и противоречивой действительности стойким, выносливым, беспристрастным в своих эстетических и мировоззренческих убеждениях. Миссия художника, которую он с готовностью принял из ладони провидения, стала для него обетованным островом среди житейского моря, где зрелый Шимчук находит не только пристанище, но и желанную безопасность и гарантию грядущего, не сокращенного катастрофой дня. И репрезентантом этой гарантии выступает сладкий фантом красоты, обеспеченный светлым укладом порядка и сопровождаемый свойственным впечатлительному человеку ощущением хронической печали.
Волынь — отправная станция и станция назначения Николая Шимчука, который принял образ львовянина именно в силу необходимого упорядочивания своих творческих амбиций, возможностей, шансов самореализации. Он с усердием окончил обучение в Львовском институте прикладного и декоративного искусства на протяжении того диапазона времени, когда еще были живы и творили легендарные творческие фигуры — Маргарита Райх-Сельская и маэстро Роман Сельский, внимательный Даниил Довбошинский, глубокий своим внутренним миром Иван Скобало. Когда проявлял исключительную разностороннюю активность взыскательный аналитик, в настоящее время доктор искусствоведения, академик Владимир Овсийчук и неутомимо разворачивал формирование старинных художественных ценностей незабываемый Борис Возницкий, неизменный директор Львовской картинной галереи, реаниматор Олесского замка и спаситель гениальных скульптур Пинзеля. Студенту Николаю Шимчуку в 1968—1973 гг. посчастливилось тесно общаться и работать с Борисом Григорьевичем как раз в Олесске, где юный художник впитал благодатное влияние древней украинской иконы и неповторимого мастера Иова Кондзелевича. Эти впечатления стали не только незабываемыми, но и определяющими в становлении убеждений, вкусов, понимания закономерностей и художественных ценностей в активе молодого Шимчука. Ему суждено было принадлежать к сплоченной когорте приятелей супругов Сельских, вместе с женой Стасей сопровождать маэстро в длительных путешествиях по Карпатам, наполненных содержательностью и полнотой эстетического восприятия явлений природы. Неизгладимое впечатление произвела на Шимчука деятельность выдающегося украинского историка и критика искусства Павла Жолтовского — интеллектуала и довольно неординарной фигуры в нашей культуре. Ученый настолько поразил его своим мировоззрением, что Шимчук отважился выполнить ряд портретов исследователя, чтобы глубже осмыслить, зафиксировать на полотне свои наблюдения. Портрет выдержал испытание временем и даже больше — стал своеобразным стимулом для дальнейших поисков художника в направлении утверждения интеллектуальной составляющей в изобразительном искусстве. На протяжении 1970-х Шимчук плодотворно работает в портретном жанре. Его влечет проблематика воплощения при помощи выразительных возможностей художественной формы сложной характеристики образа той или иной неординарной личности. Одними из лучших становятся портрет супругов Сельских, групповые портреты друзей художника, портрет графика Аксинина и т. п. В круг заинтересованности Шимчука входит интерес к красоте, глубине и драме, которые свойственны человеку как особому феномену бытия.
Безусловно, суммарность значимых впечатлений, перипетии исторического значения, встречи с интересными людьми и, главное, широта интересов и наблюдений оказывают благотворное влияние на художника. Настрои, инспирированные особенным духом древней украинской иконописи и потрясения, вызванные неотвратимыми жизненными обстоятельствами, усердная работа в мастерской и выводы, навеиваемые размышлениями над сутью и назначением искусства, последовательно формируют стилистику Шимчука. Он внедряет в арсенал своих выразительных средств характерную «линейную» систему между соотношениями открытых тонально-цветовых пятен. Мягкая, охватывающая форму линия, устанавливает ритм, порядок, строй живописного разнообразия, становится организационным фактором и важным выразителем настроя произведений. Образы, изображенные Шимчуком в 1980-х, приобретают — как в иконе — более обобщенный знаковый характер. Смерть Маргариты, а впоследствии Романа Сельского, Павла Жолтовского, Зеновия Флинты — его друзей и носителей определенного «проявления идеала» — слишком значимые события, чтобы не коснуться дымкой и тенью содержания произведений художника. Все же непреодолимость жизни, несмотря на нежную хрупкость идиллии, гармонии и красоты, проявляет себя ведущим мотивом работ, которые он обычно выполняет в виде объединенных общим замыслом серий.
Среди живописных полотен художника произведения под общими названиями «Она», «Одна», «Двое», «Ню», которые свидетельствуют о появлении на украинском живописном горизонте самобытной и талантливой художественной личности с собственным почерком и мировоззрением. Шимчуку удается придать новые оттенки ощущению меланхолии, испокон веков свойственному человеку. Нераздельно переплетенная с жизнеутверждающим могуществом красоты, меланхолия у него не безвольная. Подобно совести, она сопровождает, не позволяет буйству жизни становиться дерзким, излишне эгоистичным, бесчувственным. Образ женщины в работах Шимчука наделен красотой и элегическим настроем, близким, однако в то же время отличающимся от меланхолии. Особенно красноречив этот образ в сериях «Она» и «Двое», где равноценные красота, гармония и печаль, достаточно глубокие и убедительные, составляют поражающую этическую категорию. Художнику удается достойно представлять упомянутые серии на персональных выставках во Львовской галерее искусств (1993г.) и Музее этнографии и художественного промысла (Львов, 1995г.)
Искреннее стремление реально внедрять моральные принципы в общественную жизнь побуждает Шимчука отдать свой запас сил общественной работе. В непростом 1996 году он возглавляет львовское отделение Национального союза художников Украины. Его деятельность на должности главы правления последовательна и эффективна. Союз принимает активнейшее участие в возвращении выдающихся диаспорных имен в художественную культуру Украины. Происходит развернутый процесс адаптации к духовному пространству родины творческого достояния скульптора-модерниста Михаила Дзиндры, живописца Николая Бидняка, выдающегося украинца в польском Гданьске художника Андрея Ментуха, проводятся международные переговоры с целью передачи украинским музеям работ художницы Аркадии Оленской-Петришин. Вместе с бывшим мэром Львова — Василием Куйбидой — Союз во главе с Николаем Шимчуком выступает инициатором уникальной общественно-полезной акции: процесса льготной приватизации мастерских художников. В городе, где жилищная проблематика была на то время особенно напряженной, власть после договоренности с Союзом пошла навстречу художникам. Взамен появляется богатая, подаренная художниками коллекция произведений, в настоящее время переданная Львовской национальной галерее искусств, а денежный взнос, отданный художниками государству в ходе приватизации, оказался для последних вполне доступным. Львовяне устраивают в столице две знаковые выставки произведений современных художников. Происходит крайне нетипичное явление: погашение долгов и становление перспективных возможностей для двух предприятий, подчиненных Союзу, — Львовской керамико-скульптурной фабрики и Львовского художественно-производственного комбината. И в том нет вины Шимчука, что после его увольнения с должности после двух подряд сроков правления упомянутые предприятия были пущены на ветер.
В 1990-м Шимчука приглашают преподавать во Львовскую академию искусств. Он быстро находит необходимый в работе контакт со студенческой молодежью. Преподавателю Шимчуку свойственна индивидуальная результативная педагогическая деятельность — он становится успешным организатором образовательного процесса на кафедре монументальной живописи. В 2002 году ему присваивают звание профессора.
Наряду с общественной и педагогической работой Н. Шимчук активен и в творческом диапазоне, о чем свидетельствуют персональные выставки в Национальном художественном музее Украины (Киев, 1997 г.), Львовской галерее искусств (2006), Национальном музее им. А. Шептицкого во Львове (2011), выпуск альбома и каталогов. В 1998 году художник был удостоен почетного звания «Заслуженный художник Украины». Его творческое кредо неизменно — он постоянно стремится утверждать ценные гуманистические принципы и идеалы в нашей беспокойной, весьма часто расположенной под сомнительным знаменателем, художественной жизни. В этом аспекте ему чужды колебания и нигилизм какого-либо рода.
На протяжении последнего десятилетия художник создает новые циклы работ, среди которых серия «Стол и вокруг стола», где общеизвестный бытовой предмет становится фактором морально-философского значения, образно проявленной этической категорией. Это она объединяет человечество «за столом» бесценным общением, созданным в мечтах сообществом, хотя чаще разделяет нерешенными противоречиями. Она — притяжение и загадка, поверхность и глубина, tabula rasa и рельефная история. Стол и персоны Шимчука вокруг стола пронизаны магнетизмом сосредоточения и замысла. Технологически высоко продвинутому человечеству есть над чем задуматься — хотя бы над видом чистой доски как чистой страницы в книге своей истории. Порядок в интерпретации Шимчука — не только смысловая, но и обязывающая вещь: физиологически все мы принципиально равноценны, однако не равноценны процессы, к которым причастен человек. И если доске, в конце концов, суждено стать неотвратимым возрастом, верхняя надпись на этой последней поверхности должна обрести смысл, за который несет ответственность каждая живая человеческая личность. Единство в разнообразии — эта формула, упомянутая Николаем Шимчуком, делает близким его этический вкус к этическому вкусу нашего великого земляка, графика и живописца Якова Гниздовского. Неслучайно ритмически упорядоченная сеть форм и линий у обоих художников приобретает особую, выразительно-знаковую нагрузку. Неслучайно частокол обобщенного, стилизованного рисунка строго оберегает созданный с условностью и напряжением центр человеческих субъектов вокруг стола — лишь единство и сообщество способны обеспечить «чистую доску» нашей биографии текстом интересным и умным.
Жизнь создана ритмикой и оригинально индивидуальным мелосом. Именно по этому поводу, напоминает Н. Шимчук содержанием своей серии картин «Стол и вокруг...», она интересна и бесценна.
Именно по этому поводу элегические пейзажи Николая Шимчука из цикла «Деревья» и «Жизнь улицы, которая ведет к озеру» (2010 — 2012), навеяны наблюдением чудесного уголка нашей земли — Шацким заповедником с его неповторимым озером Свитязь, наполненные трогательной мелодикой, где четкая ритмичная фабула горизонталей и вертикалей, вспышек фосфоресцирующего света и пульсирующих теней составляет монументальную, пронизанную оптимизмом феерию бытия. Оптимизмом, пронизанным дисциплинированным сознанием, в противовес всякой жажде разгула или бездумному потребительскому наслаждению.
Как раз за это, считаю, зритель должен быть благодарен 65-летнему Николаю Шимчуку, общаясь с его добросовестно задуманными картинами.