В настоящее время репертуар Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. Николая Кулиша очень разнообразный. Кроме большой сцены, успешно функционирует так называемый театр-кафе, где во время спектаклей актеры ходят просто между сидящими за столами зрителями, и экспериментальная сцена под крышей.
Сегодня Херсонский театр выдает «на-гора» до 36 спектаклей в месяц! О том, чем, прежде всего, региональные театры сегодня могут быть интересны зрителям, «День» разговаривал с директором Херсонского театра Александром КНИГОЙ:
— Театр должен увлекать зрителей постоянным творческим поиском. В канун открытия нового (уже 77-го) сезона мы выпустили на улицы Херсона праздничный троллейбус №77, в котором ездили известные актеры и оркестр. Актеры выходили на остановках, приглашали проехаться с собой херсонцев и гостей нашего города. Также по этому случаю было высажено 77 кустов роз в сквере рядом с театром...
В этом году мы открыли сезон музыкальной премьерой «Труффальдино», главную роль в которой сыграл любимец зрителей Александр Мельник. Кстати, этот молодой автор недавно получил звание «Заслуженный артист Украины». Спектакль уже проходит с аншлагами, а билеты на него раскуплены до конца года.
— Практически каждый день идут спектакли. Как вам удается так продуктивно работать?
— Театр — словно живой организм. Много работать вынуждают две составляющие: зритель и экономика. Зритель стимулирует тем, что регулярно ходит в театр и всегда хочет видеть что-то новое. Я прекрасно понимаю, что мы — один академический театр в городе. Соответственно, должны удовлетворить самую взыскательную публику — русскоязычную и украиноязычную, молодежную и аудиторию старшего поколения, любителей экспериментальных постановок и классики, а также ценителей музыкальных спектаклей. Вместе с тем мы должны зарабатывать деньги. И это дополнительно стимулирует экспериментировать — у нас появились «Театр-кафе» и «Театр под крышей». Сегодня вынашиваем идею мини-цирка под крышей. Есть цирковая студия, которая готова с нами сотрудничать, осталось только адаптировать сцену. Этого сегмента нет в Херсоне, а зрителю этот жанр интересен.
Творческих планов столько, что иногда просто не хватает ресурсов на их реализацию. Например, чтобы завершить спектакль «Труффальдино» по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ», мы брали кредит в банке и деньги уже вернули. Спектакль окупил себя и дальше зарабатывает деньги. Думаю, что таким образом вскоре выпустим и «Энеиду». Правильно налаженная работа позволяет нам гастролировать. Так, 9 ноября выезжаем в Кировоград. Везем три спектакля — «Два сердца», «Между небом и землей» и «Мир песен Эдит Пиаф».
— Сегодня режиссеры и драматурги часто говорят о необходимости театральной реформы в стране, мол, целесообразно финансировать не театр «вообще», а конкретные проекты. Как вы к этому относитесь?
— В некоторых театрах страны идет своеобразная война между директорами и режиссерами, иногда к «боям» и актеры подключаются. Это очень мешает работать. Возможность ездить на фестивали и на гастроли позволяет творческим коллективам не вариться в собственном «сиропе», а видеть уровень других театров, тем, которые они поднимают, и стремиться к высотам. Сегодня директора театров словно находятся в неформальном соревновании за лидерство. И от этого украинский театр только выигрывает. Если я вижу, что в силу разных обстоятельств в этом году не могу «выстрелить» интересным спектаклем, то в следующем обязательно удивлю зрителя!
Относительно нашумевшей реформы. В этом году на фестивале в Одессе проходила конференция директоров театров. Ключевая тема разговора — «Альтернатива репертуарному театру». Все сошлись во мнении, что такой альтернативы в Украине пока еще нет. Традиционный театр удерживает зрителя, он интересный, живой и в настоящее время находится в творческом поиске. А заявления о срочной необходимости реформирования сводятся лишь к идее об изменении условий финансирования для конкурсных спектаклей и о переводе всех работников на контрактную основу. Например, мне в Херсоне нужно каждый день открывать двери театра и принимать тысячу зрителей. Если люди ходят в театр, значит, он им нравится. Соответственно его как учреждение нужно финансировать.
Сегодня в Украине нет когорты талантливых актеров, которые ходят по улицам без работы в ожидании, когда же мы их пригласим. Вместо этого наши актеры каждый день приходят в театр и выходят на сцену. Безусловно, в определенном смысле реформировать театр нужно. Но это не значит, словно все закончится тем, что завтра закроют театры, и они будут существовать только как помещения. Чтобы не держать администрацию и труппу, например, в Херсоне, в наш театр будут приезжать актеры из Киева. Но этот путешествующий театр сможет приезжать несколько раз в квартал, а мы сегодня ставим 36 спектаклей в месяц, и люди идут. Структурировать все коллективы под один — нельзя! Так, в Европе сегодня работают, по большей части, на контрактной основе. Директора театров не против отдельных программ, грандов для поддержки определенных спектаклей.
В мае в Херсоне состоялся ХІV Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии», в котором приняли участие девятнадцать театров из Украины, России, Беларуси, Молдовы и Азербайджана. Наш форум посетило около 25 тыс. зрителей. «Мельпомена Таврии» не «местечковое» мероприятие. Специально на фестиваль приезжают не только театры, но и зрители из всех регионов страны, зарубежья. У людей появляется возможность сравнить, а у театров — посоревноваться. Это свидетельствует о том, что украинские театры вызывают все больший интерес у своих и европейских зрителей прежде всего национальным колоритом и самодостаточностью. Поэтому нужно и в дальнейшем пропагандировать украинскую классику, развивать национальную пьесу, возможно, используя новые формы. Украинский репертуарный театр имеет колоссальный потенциал! Наш коллектив с успехом гастролировал в Болгарии и Франции. Из европейских туров актеры возвращаются окрыленные, чувствуют собственный потенциал, понимают, что они ничем не хуже своих европейских коллег. А внимательный зритель эти крылья обязательно заметит и оценит.