В рамках музыкального проекта «Соляная симфония» в Киеве состоялось выступление примадонны Венской оперы народной артистки Украины Виктории Лукьянец («День» рассказывал об этом в № 69 за 19 апреля). В этом концерте приняли участие Донбасский симфонический оркестр под управлением австрийского дирижера и композитора Курта Шмида, а также молодые певцы Анна Братусь и Евгений Удовин.
Мировое признание Лукьянец получила после фантастически успешного дебюта в опере «Травиата» на Зальцбургском музыкальном фестивале. Триумфальными для певицы стали партии Джильды в «Риголетто», Розины в «Севильском цирюльнике» и Адины в «Любовном напитке», которые она исполняла на самых престижных сценах Вены, Милана, Неаполя, Нью-Йорка, Парижа, Берлина, Гамбурга, Кельна, Лондона, Токио, Пекина и др. Партнерами знаменитой украинской певицы были Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Марчелло Альварес, Риккардо Мути и другие звезды. Колоратурное сопрано Виктории Лукьянец музыкальные критики называют «божественным голосом», сравнивая ее пение с легендарной оперной дивой Марией Каллас.
С дирижером Куртом Шмидом Виктория познакомилась в Вене. А когда он стал работать в Луганске и появилась идея провести необычный концерт, то согласилась выступить в творческом проекте «Соляная симфония» в шахте на глубине 288 метров.
— Виктория, скажите, вам не страшно было опускаться в соляную шахту? Ведь там всего +14 градусов, а для голоса такая температура совсем не комфортная.
— Не скрою, что я очень волновалась, а моя семья, узнав о концерте в соляной шахте, отговаривала от этой авантюрной затеи. Понимая мои страхи, организаторы проекта «Соляная симфония» пригласили врача-фониатора. Они вместе спустились в шахту, чтобы он дал заключение: можно ли там петь. Ведь это огромная глубина, давление, влажность, да и довольно прохладно. Я не знала, как там будет и с акустикой. После разных замеров врач не только дал «добро» на проведение концерта, но и сказал, что соли благоприятно действуют на голос. Оказывается, что за 120- летнюю историю существования рудников «Артемсоль» ни один работник здесь не болел астмой. Я успокоилась. Мы стали обсуждать с дирижером Донбасского симфонического оркестра Куртом Шмидом программу, которую будем исполнять. Это произведения Моцарта, Штрауса, Легара, т. е. классические шлягеры, чтобы поднять настроение публике. Думаю, они тоже волновались, ведь нам всем пришлось спускаться на глубину 288 метров.
Когда я спустилась в соляную шахту, то была поражена «залом», в котором мы с артистами выступали. Все кругом серо- седого цвета, и такое впечатление, что это глыбы хрусталя или льда вокруг тебя. А когда электрики сделали подсветку, то почувствовала себя почти в сказке. Я была потрясена мастерством местного скульптора, который из соляных глыб создал настоящие произведения искусства. Оказалось, что в соляном зале удивительная акустика. В нем очень легко дышится.
— Программа в шахте Соледара и на сцене Национальной оперы была одинаковой?
— Для концерта в столице мы подготовили совершенно другую программу, так как считаю, что творческие люди не должны повторяться. Я исполняла итальянскую музыку (Верди, Беллини, Доницетти), а «Киевский вальс» Майбороды пела вместе со стажером Донецкой музыкальной академии Евгением Удовиным.
— В начале вечера вы исполнили «Аве Марию», посвятив это произведение памяти своего педагога И. Полыводы. Пели как-то особенно проникновенно…
— Четыре месяца назад Иван Гнатович умер… Мне его сейчас очень не хватает. Ведь каждый раз, когда я приезжала в Киев, мы обязательно встречались. Я пела, показывая свои новые арии, а он давал свои советы, порой делал замечания. Перед концертом «Соляная симфония» я тоже не изменила нашей многолетней традиции, исполнила весь репертуар, подготовленный для программы в шахте Соледара. Иван Гнатович улыбнулся и сказал: «Таким пением лечат от инфаркта. После него хочется жить»! Оказалось, это была наша последняя встреча… В декабре Полывода умер, а я прилетела провести в последний путь своего учителя по вокалу.
— У многих зрителей вызвало недоумение, что в программе соединили несоединимое: высокое искусство, которое продемонстрировали вы, и номера варьете балета «А-6».
— Мои родители, присутствовавшие на концерте, тоже недоумевали по поводу их выступления. Хотя на Западе, чтобы привлечь более массовую аудиторию, включают «легкие» номера (популярные классические хиты). В этом особенно преуспели трио теноров: Доминго, Каррерас и Паваротти. Благодаря им многие слушатели с первых тактов узнают «Гранаду», «Скажите, девушки, подруге вашей» или «Памяти Карузо», которые сегодня считаются классическими шлягерами. Но я согласна с вами, что чувство стиля на концерте должно быть все же выдержано. А на будущее для меня станет уроком, что нужно вникать во все детали программы, коль в ней я принимаю участие. Ведь проект «Соляная симфония» — не одноразовая акция. У нас с маэстро Куртом Шмидом есть планы осуществить европейское турне, в котором хотим представить зарубежной публике украинскую и австрийскую музыку.
— Вы вспомнили о трио теноров. На прошлой неделе в Киеве впервые выступал один из этих певцов — Лучано Паваротти. Когда его спросили, кого из украинских певцов он знает, маэстро ответил, что двоих — Владимира Гришко и Викторию Лукьянец. А потом, улыбаясь, добавил: «О, Виктория — это суперсопрано!» Где произошла ваша встреча?
— Наша встреча с сеньором Паваротти состоялась в Неаполе в декабре 1994 года. В ту пору я была совершенно неизвестной на Западе певицей, и вдруг такая честь — петь на одной сцене с Паваротти. Очень волновалась, но Лучано оказался не только блестящим певцом, артистом, а и партнером. Он меня очень поддерживал, подбадривал. Видя его доброжелательность, я перестала волноваться и хорошо выступила. Мы пели в опере «Бал- маскарад» — это одно из любимейших произведений великого тенора. Лучано Паваротти исполнял партию Рикардо, а я пажа Оскара. Признаюсь, что мы, певцы, и сами получили удовольствие от этой восхитительной музыки Джузеппе Верди, а публика в финале устроила овацию. Во многих газетах критики написали восторженные рецензии, и фактически с легкой руки Паваротти ко мне пришло международное признание.
— Немногие мировые знаменитости могут похвастаться, что выступали вместе с легендарными тенорами ХХ столетия. А вы пели не только с Паваротти, но и с Доминго, и Каррерасом.
— С Пласидо Доминго мне посчастливилось работать несколько раз. Он был партнером в операх «Пророк» и «Травиата» и выступал как дирижер. Мы вместе пели в Штутгардской и Венской операх. Пласидо Доминго одинаково прекрасен в двух своих творческих ипостасях. Как певец и как дирижер, он тонко чувствует музыку. Я считаю, что выступления с Доминго стали своеобразным уроком мастерства для меня как оперной певицы.
А с Хосе Каррерасом мы впервые выступили в прошлом году в Мюнхене. Это была праздничная рождественская программа в зале филармонии. Я была очарована им как тенором и как мужественным человеком, сумевшим не только преодолеть болезнь, но и вселять надежду другим людям. Он много сил и средств отдает в фонд борьбы с раком. В этом году на новогодние праздники творческая судьба вновь нас свела. Мы выступали в Пекине — в самом большом концертном зале Китая, вмещающем 10 тысяч зрителей. Публика прекрасно принимала, все газеты вышли с восторженными рецензиями. Поэтому наши импресарио решили, что нужно продолжить сотрудничество, — провести совместное концертное турне по Европе.
— На концерт в Киев вы прилетели всего на два дня, прервав гастроли в Кельне. Это концертное турне или вы участвуете в какой-то оперной постановке?
— Недавно прошла премьера оперы Моцарта «Идоменей, царь Крита», в которой я исполняю партию Электры. Это очень серьезная драматическая роль. Спектакль исполнялся всего четыре раза, а по контракту мне нужно спеть еще в десяти постановках, и затем эту оперу мы повезем на гастроли. Только 13 июня я вернусь в Вену.
— Виктория, более десяти лет вы живете в Вене, выступая на ведущих оперных и филармонических сценах мира. В Киеве бываете очень редко. Когда мы услышим вас не только на концерте, а в спектакле Национальной оперы Украины?
— Я скучаю по родителям, родственникам, друзьям, которые живут в Киеве. Пытаюсь свой график выступлений выстраивать так, чтобы хоть на несколько дней прилететь, повидаться. Любой артист мечтает много выступать, но за это приходится платить разлукой с близкими для тебе людьми. Поверьте, где бы я ни выступала, везде я ощущаю себя украинской певицей. О своей родине всегда говорю в интервью представителям зарубежных СМИ. У меня контракты расписаны на несколько лет вперед, но для украинской публики я всегда нахожу возможность приехать и выступить. Ныне с директором Киевской оперы мы обсуждали вопрос моих гастролей. Думаю, что в следующем сезоне это удастся сделать. Во всяком случае — это наше общее желание.
— Продолжит ли ваша дочь певческую династию?
— Дарье сейчас 16 лет. Она занимается музыкой и вокалом. По-моему, у нее есть талант. Мы с мужем поддержим, подскажем, но ничего навязывать дочери не хотим. Мне кажется, что даже если она не станет певицей, то все равно выберет профессию, связанную с искусством.