Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Свадьба...» Одинокого

Театр имени Ивана Франко презентует...
29 ноября, 2007 - 18:28
АЛЕКСЕЙ БОГДАНОВИЧ И ОСТАП СТУПКА В СПЕКТАКЛЕ «СВАДЬБА ФИГАРО» / ФОТО ЗИНАИДЫ ПОНОМАРЕВОЙ

На суд зрителей представлена давно ожидаемая премьера в постановке Юрия Одинокого по славной пьесе Пьера Огюстена Бомарше «Свадьба Фигаро».

Искрометные, игровые и по-настоящему театральные тексты выдающегося французского классика эпохи Просвещения, конечно же, ставят свои требования к постановке его произведений. С одной стороны, это актуальная сатиричность, которая должна соответствовать потребностям зрителя, с другой — зрелищность, острота, динамика, вовлекающая публику в прекрасный мир — мир театра.

Для Юрия Одинокого постановка этой пьесы наложила еще и дополнительные обязательства: приурочивание премьеры к 120-летию со дня рождения Гната Юры, работа уже на новой должности — главного режиссера франковского театра, и, в конечном счете, популярность и неизменный ажиотаж касающийся спектаклей режиссера... Кроме того, следует отметить и то, что для последних работ автора спектакля достаточно характерным является сочетание шоу-элементов со вдумчивыми и глубокими смысловыми акцентами (хотя, иногда наблюдается злоупотребление тем или другим), и Бомарше предоставил блестящую возможность очередной раз иллюстрировать собственную режиссерскую концепцию... Пространственные апартаменты спектакля «Свадьбы Фигаро» (сценограф Андрей Александрович-Дочевский) — интерьер офисного помещения с панорамой на высочайшие дома европейского мегаполиса. Такое художественное решение предусматривает появление на сцене мобильных телефонов, ноутбука и других «игрушек» современных деловых людей. Но это и не удивительно, ведь персонажи спектакля решают достаточно непростые деловые вопросы, а главный герой — не только энергичный, пронырливый и неугомонный слуга, но и актер и дипломат, вдумчивый политик и философ-лирик. Хотя, не смог удержаться художник и от того, чтобы не разбавить весь этот урбанизм растительностью, ведь отсутствие сцены встречи в беседке создателям спектакля не простили бы...

В течение всего действия зритель находит численные аллюзии, не лишенные социально-политического содержания (например, револьвер с инструкцией на китайском языке или такой известный лозунг «Счастливая семья — богатая страна»). И диалог Сюзанны (Наталья Ярошенко) и Фигаро (Остап Ступка), во время которого герои убеждаются в том, что без поддержки высокопоставленных лиц — графа Альмавивы (Алексей Богданович) и его жены (Татьяна Олексенко) — они обречены на бедность и лишения, тоже является намеком на грустные реалии сегодняшнего дня. Следовательно, на глазах у зрителя, словно спираль, раскручивается огромная интрига со множеством текстовых пассажей, шоу-дивертисментов, переодеваний в роскошные костюмы и хореографических «па». Но, несмотря на то, что, подчас, внимание сосредоточивается на технических умениях франковцев (а в исполнении трюков некоторые из них просто превзошли себя), сатирическое зерно и смысловые акценты Бомарше не смещаются. И вывод о том, что подлинные ценности не имеют ничего общего с бриллиантовым колье или дорогим платьем, все же должен отложиться в сознании зрителей. Сразу же возникают ассоциации с репликой Кина из спектакля этого же театра «Кин IV» — «Все, что можно купить за деньги, уже дешево...» Кстати, такая параллель не лишена смысла: за органическим сочетанием смысловой нагрузки и яркого зрелища, спектакль Юрия Одинокого «Свадьбы Фигаро» может объективно соревноваться с неизменно популярным творением Григория Горина и Анатолия Хостикоева. И не меньший зрительский ажиотаж ему можно предсказать уже сегодня.

И, как это не удивительно, несмотря на наш «профессиональный скептицизм» по поводу спектаклей-шоу и преимущества визуального начала, наблюдая за игрой Остапа Ступки, так и хочется немного снять с него маску «серьезности» и прибавить еще больше эксцентрики. Но, что поделаешь, все мы становимся взрослыми (наши актеры тоже) и, как говорил культовый герой из кинофильма «С легким паром», «в нас пропадает дух авантюризма».

Однако, в целом «Свадьба Фигаро» воспринималась, как блестящий праздничный фейерверк, который, кстати, материализовался в финале спектакля во время театрального дефиле новобрачных, осыпая зрителей красными лоскутками-сердцами. Что же, без символики страстной бессмертной любви обойтись сложно. Да, и стоит ли?

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ