Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Свадебный марш»... холостяка

Исполнилось 200 лет со дня рождения композитора Феликса Мендельсона-Бартольди
6 февраля, 2009 - 20:10
ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ

Под его «Свадебный марш» миллионы пар во многих странах мира в течение нескольких поколений вступают в брак. Между тем сам автор этого шлягера никогда не был женат, замечает pravda.ru. Мендельсон-Бартольди — немецкий композитор шумановского поколения, дирижер, педагог, пианист, музыкальный просветитель. Его многообразная деятельность была подчинена самым благородным и серьезным целям — она способствовала подъему музыкальной жизни Германии, укреплению ее национальных традиций, воспитанию просвещенной публики и образованных профессионалов.

Мендельсон родился в семье с давними культурными традициями. Дед будущего композитора — известный философ; отец — глава банкирского дома, человек просвещенный, тонкий ценитель искусств — дал своему сыну прекрасное образование. В 1811г. семья переехала в Берлин, где Мендельсон берет уроки у самых авторитетных педагогов — Л. Бергера (фортепиано), К. Цельтера (композиция).

Вундеркинд Феликс писал своим родителям из Веймара, что «всю вторую половину дня» играет для Гете. 71-летний Гете был в полном восторге. Он мог беседовать с 12-летним Феликсом Мендельсоном, как со взрослым: «То, чего твой ученик достиг уже сейчас, — признавался Гете своему другу и учителю Феликса Карлу Фридриху Цельтеру, — по сравнению с тем, чего добился в его возрасте Моцарт, относится, как язык образованного взрослого к лепету ребенка».

Да, Феликс Мендельсон озадачил старика Гете и весь музыкальный мир уже к 12 годам. В 17 он сочинил увертюру «Сон в летнюю ночь». К 20 годам спас от забвения Баха, исполнив его «Страсти по Матфею». Виртуозно играя на скрипке и альте, он был прекрасным пианистом и органистом. Его искусство импровизации, которое заключалось в исключительной способности играть музыку по памяти, вошло в легенды. В 1840 г. Мендельсон с удивительной легкостью подражал виртуозным вариациям Ференца Листа.

Через пару лет, услышав первую версию из «Тангейзера» Вагнера, он без усилий воспроизвел ее на пианино. Вероятно, он был первым капельмейстером, который использовал дирижерскую палочку. Благодаря его мастерству Лейпцигский оркестр Гевандхауз стал одним из ведущих ансамблей своего времени. При жизни у Мендельсона почти не было конкурентов, а весь музыкальный мир чествовал его как выдающегося композитора.

Мендельсон был не только гениальным музыкантом, но и ученым, свободно владел немецким, французским и английским языками, мог читать по-латыни и по-гречески. Он оставил дюжину совершенных рисунков и акварелей, которые делал по итогам своих многочисленных поездок по Европе, прослыв оригинальным художником.

Мендельсона привлекали различные жанры и формы, исполнительские средства. С равным мастерством писал он для симфонического оркестра и фортепиано, хора и органа, камерного ансамбля и голоса, обнаруживая подлинную универсальность дарования, высочайший профессионализм. В самом начале творческого пути, в возрасте 17 лет Мендельсон создает увертюру «Сон в летнюю ночь» — произведение, поразившее современников органичностью замысла и воплощения, зрелостью композиторской техники и свежестью, богатством фантазии. «Расцвет юности чувствуется здесь, как, может быть, ни в каком другом произведении композитора, — законченный мастер в счастливую минуту совершил свой первый взлет». В одночастной программной увертюре, возникшей под впечатлением комедии Шекспира, определились грани музыкально-поэтического мира композитора. Это светлая фантастика с оттенком скерцозности, полета, причудливой игры (фантастические танцы эльфов); лирические образы, сочетающие романтическую увлеченность, взволнованность и ясность, благородство выражения; образы народно-жанровые и картинные, эпические. Созданный Мендельсоном жанр концертной программной увертюры получил развитие в симфонической музыке XIX в. (Г. Берлиоз, Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский). В начале 40-х годов Мендельсон вернулся к шекспировской комедии и написал музыку к спектаклю. Лучшие номера составили оркестровую сюиту, прочно утвердившуюся в концертном репертуаре (Увертюра, Скерцо, Интермеццо, Ноктюрн, Свадебный марш).

Письма композитора хвалили за их литературный стиль и элегантность. Список друзей и корреспондентов Мендельсона читается как справочник Who’s who: там не только представители европейских дворянских домов, монархи Пруссии и Саксонии, королева Виктория и принц Альберт, но и Александр фон Гумбольдт, Гегель, сэр Вальтер Скотт, Генрих Гейне, Диккенс и Теккерей. Композитор состоял в переписке со своими коллегами: Беллини, Берлиозом, Керубини, Шопеном, Доницетти, Глинкой, Гуно, Листом, Мейербером, Россини и Вагнером.

В 1843 г. по инициативе Мендельсона в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория, по образцу которой были созданы консерватории в других немецких городах. В лейпцигский период творчество Мендельсона достигло наивысшего расцвета (были написаны: Скрипичный концерт, «Шотландская» симфония, музыка к «Сну в летнюю ночь» В. Шекспира, последние тетради «Песен без слов», оратория «Илия» и др.). Однако интенсивность творческой, исполнительской и педагогической деятельности подтачивали силы композитора. Тяжелое переутомление, потери близких людей (внезапная смерть сестры Фанни) приблизили кончину маэстро. Мендельсон умер в возрасте 38 лет...

Алиса АНТОНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ