Валентин Васильевич Сильвестров — личность легендарная и противоречивая. Отношение к его музыке варьируется от резкого неприятия до страстного восторга. В его творчестве сочетаются принадлежность к дерзкому авангарду — и эфемерная утонченность, музыка сродни дыханию или аромату, звуки на грани тишины. С одной стороны, у Сильвестрова невероятное дарование, уникальный масштаб творческой личности, а с другой — Валентин Васильевич никогда не занимался «пиаром». Ему чужда скандальная слава, разные чудачества гения...
Разные бывали у композитора периоды в жизни. Некоторые профессиональные неудачи, когда его музыку не воспринимали критики, игнорировали его творчество. Даже был такой как факт: исключили Валентина Сильвестрова из Союза композиторов СССР, запрещали исполнять музыку. А теперь вспомним другую строну «медали» — официальное признание композитора: престижная американская Международная премия им. С. Кусевицкого, премия «Гаудеамус» (Нидерланды), Государственная премия имени Т. Шевченко, звание народного артиста Украины. Музыку Сильвестрова исполняли и знали на Западе. Ныне его произведения активно пропагандируются в России, а у нас композитор довольствовался гораздо меньшей популярностью...
Валентин Васильевич Сильвестров родился 30 сентября 1937 года в семье инженера и учительницы немецкого языка. Музыке начал обучаться поздно — в пятнадцать лет. Он брал частные уроки у педагога Софии Рыбинской. В 1956 г. Сильвестров поступил в Инженерно-строительный институт. Проучился три года и бросил этот вуз, поняв, что не представляет свою жизнь без музыки. Валентин Сильвестров поступил в Киевскую консерваторию и учился у прославленного педагога Бориса Лятошинского.
Сильвестров начинал свою композиторскую деятельность как ярко выраженный авангардист. В ту, советскую пору это привело к неприятностям. Ему запретили сдавать государственный экзамен об окончании Консерватории... Другой бы на его месте сломался, но не он. Деятельность Валентина Сильвестрова всегда привлекала повышенное внимание коллег, меломанов и чиновников «от культуры». Он является представителем того же поколения композиторов, что и Губайдулина, Шнитке (только на несколько лет моложе), знаменитый «шестидесятник». Его музыка ничему не противопоставлялась и не была средством борьбы. Она существовала в особом измерении, раздражая своей энергетикой и свободой. Скорее, Сильвестров не переносил какое-либо давление вообще, и тем более в творчестве. Его собственные слова по этому поводу — «Я должен писать то, что люблю я, а не то, что любят другие или диктует время». Нежелание композитора «ехать» по обязательным для всех «рельсам» приводило к конфликтам, отравлявшим творческую деятельность композитора...
Новый виток творчества В. В. Сильвестрова привел его к другой манере письма. Его музыка обрела изумительное мелодическое богатство. И это в очередной раз подтверждает потрясающий талант композитора. Ведь самый редкий и драгоценный дар для композитора — это дар создавать свою мелодию. Можно научиться оркестровать, можно овладеть формой, но почти невозможно постичь таинственные законы соединения звуков в мелодию, имеющую свой характер и особенную жизнь. Валентин Васильевич, несмотря ни на что, сохранил главное — свою личность, и потому был награжден свыше творческим долголетием, признанием, успехом. Его блистательное дарование не тускнеет с годами, а приобретает новое сияние.
Сильвестрова называют замкнутым. Он, действительно, человек непубличный, необщительный, «нетусовочный». Но для чего вербальное общение человеку, который так много говорит своей музыкой, раскрывая все свои тайны, обнажая свое сердце, впуская в душу? Ведь Валентин Васильевич, в отличие от многих современников, не отгораживается от слушателя интеллектуальными и холодными построениями. Его композиторское мастерство не заслоняет искренность и подлинные чувства автора. Музыку Сильвестрова нельзя назвать сложной. Ее понимают все. Но простота ее — лишь кажущаяся. Она словно оперирует всеми звуками природы и всеми звуками когда-либо созданной музыки — всех эпох и стилей. Поэтому творчество В. В. Сильвестрова является отражением жизни и человеческого существования.. Через свою музыку композитор обращается к нам сам: ничего не скрывая, не обманывая, не мистифицируя и не лицедействуя. Наверное, в этом причина того, что музыка Сильвестрова любима самыми разными людьми, чуткими к красоте, а не только рафинированными знатоками. В ней столько обаяния, свежести, смысла и индивидуальности! А то, что Валентин Васильевич делает в своем творчестве сейчас, сам композитор называет «метамузыкой» (метафорической музыкой). Вряд ли его творчество можно охарактеризовать точнее. Его произведения «за» музыкой, «сверх ее»: «Мистериозо», «Элегия», «Душа моя…», «Тени сизые сместились…», «На что вы, дни…», «О вещая душа моя…», «Сестры — тяжесть и нежность», «Ко сну», «Последняя любовь», «Я слово позабыл, что я хотел сказать…».
Его творчество всегда было вне общих тенденций и не зависело от них. В то же время композитор без ограничений использовал разные идеи и приемы, которые мог из этих тенденций почерпнуть. «Новая фольклорная волна», неоклассическое направление, полистилистика, сонористика, постмодернизм и т.д. — все это служит замыслам Сильвестрова, которые выше набора определенных законов композиторского письма, выше рамок определенной манеры. В музыке В. В. Сильвестрова, который, как у нас раньше говорилось, «пишет космополитичную музыку и никогда не придерживается устоявшихся традиций», зарубежные слушатели безошибочно определяют украинское начало...
В начале 70-х годов провели опрос среди немецких музыковедов. Они должны были назвать 20 выдающихся композиторов ХХ века (среди живущих). Так вот: этот список возглавил украинский композитор Валентин Сильвестров!
Сильвестров — автор оркестровых произведений, хоровых и камерных кантат, камерно-инструментальной музыки. Его произведения разных периодов творчества, от ранних до написанных недавно, публикует известнейшее издательство «Петерс». Валентин Васильевич требователен к исполнению своих произведений. Их всегда играют лучшие музыканты. Один из жанров творчества Сильвестрова — киномузыка, которая поддерживала композитора, когда его не публиковали и не исполняли в концертах, на радио и ТВ. Он написал музыку для фильмов Параджанова. Автор музыки к фильму Киры Муратовой «Настройщик»: в этой ленте сочетаются масштаб таланта режиссера и изысканный, уютный колорит, тембральное богатство тишины музыки Сильвестрова...
Валентин Васильевич — человек верный. Верный друзьям и чувствам. Его единственный брак был союзом двух единомышленников. Смерть жены стала жестоким ударом для композитора. Кстати, ей он посвятил свой знаменитый «Реквием для Ларисы» (это произведение номинировалось на «Грэмми»). Сильвестров обожает дочь и внуков. Он является человеком с чувством собственного достоинства: никогда не просил для себя каких-либо благ...
Ныне композитору исполнилось 68 лет. Мы желаем Валентину Васильевичу здоровья, счастья, вдохновения и чтобы новые произведения звучали в самых престижных залах в исполнении лучших музыкантов и певцов.