Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Светлана СОЛОВЬЯНЕНКО: «Я всегда понимала, что мой муж гениальный певец»

Пять лет назад перестало биться сердце великого оперного певца Анатолия Борисовича Соловьяненко
28 июля, 2004 - 20:17
СВЕТЛАНА ДМИТРИЕВНА И АНАТОЛИЙ СОЛОВЬЯНЕНКО-МЛАДШИЙ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня» ВЕЛИКИЙ ТЕНОР — АНАТОЛИЙ СОЛОВЬЯНЕНКО ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День»

В этот день в Козине, у могилы знаменитого тенора соберутся близкие, друзья, поклонники его таланта. Накануне, на базе местного Краеведческого музея, откроется «Светлица Соловьяненко».

Критики называли Анатолия Борисовича великим тенором, шахтерским герцогом, украинским соловьем, искусству которого рукоплескали слушатели не только нашей страны, но и меломаны театра «Ла Скала», «Метрополитен-опера».

Свой актерский путь Анатолий Борисович начал поздно (в 30 лет). Когда он впервые вышел на оперную сцену Донецкого театра оперы и балета в партии Герцога в вердиевском «Риголетто», то был вполне сформировавшейся личностью. Соловьяненко, с блеском окончивший Политехнический институт, преподавал начертательную геометрию. Многие его студенты даже не догадывались, что их строгий педагог 10 лет разрывал свое сердце, занимаясь наукой (ему прочили карьеру ученого) и мечтая о сцене (ежедневно беря уроки вокала у Александра Николаевича Коробейченко). Впрочем, в концертах художественной самодеятельности Анатолий Борисович участвовал, но только очень близкие знали, что пение для Соловьяненко отнюдь не хобби, а потребность души. И когда ему представился шанс круто изменить свою жизнь, он решился на этот шаг. В ту пору были модными творческие отчеты областей в Москве. В таких концертах выступали профессионалы и аматоры. После номера А. Соловьяненко и публика, и представители Министерства культуры СССР были в восторге. Анатолию Борисовичу предложили поехать на стажировку в Милан, в театр «Ла Скала». Он, как губка, впитывал уроки по вокалу у знаменитого Дж. Барра.

Когда Соловьяненко вернулся на родину, ему предложили работать в Большом театре, но певец предпочел Киевскую оперу. Именно на этой сцене он создал свои лучшие партии: Андрея в «Наталке Полтавке», Ленского в «Евгении Онегине», Герцога в «Риголетто», Альфреда в «Травиате», Рудольфа в «Богеме», Самозванца в «Борисе Годунове», Марио в «Тоске», Фауста в одноименной опере Гуно и др.

У Соловьяненко был обширный камерный материал, в который входили произведения славянской и зарубежной классики, сочинения современных композиторов. Несколько программ включали украинскую народную музыку. Певец много гастролировал по всему миру. Но, однажды, после 28 лет премьерства в Киевском театре оперы и балета, Анатолия Борисовича вызвали в дирекцию и после той беседы Соловьяненко написал заявление об уходе.

— Вынужденный уход Анатолия Борисовича из Оперы был для него очень болезненным, — вспоминает Светлана Дмитриевна Соловьяненко, вдова певца. — От нанесенной ему раны муж так и не оправился. Артист, который своим творчеством прославил Украину, фактически оказался не нужен родному театру. А ведь он ради киевской сцены пожертвовал заманчивыми предложениями из разных театров, не эмигрировал за рубеж, хотя ему сулили фантастические гонорары. Анатолий Борисович всегда был патриотом свой страны. Считая, что украинские артисты являются творческими донорами ведущих оперных сцен мира. То, что после ухода из Оперы Анатолий Борисович не впал в депрессию, во многом заслуга руководства Национальной филармонии Украины. Ведь отлучить артиста от сцены — подобно перекрытию кислорода для человека. Муж признавался, что иногда, отправляясь на концерт в филармонию, шел дальше, и только пройдя квартал, понимал, что направляется в Оперу. Он не любил, чтобы его возили на спектакль в автомобиле, предпочитая пройтись, настраиваясь на выступление.

Он был в хорошей певческой и физической форме и с блеском это доказывал на каждом своем концерте. Его сольные программы всегда проходили с аншлагами. Он любил филармонический зал за прекрасную акустику, а самое главное — за возможность петь, творить и оставаться в профессии, без которой не мыслил жизни. Поэтому, когда случилась беда — внезапно муж умер, мы с сыновьями решили, что именно в Колонном зале им. Лысенко состоится прощание с Анатолием Борисовичем.

Мне трудно вспоминать те страшные дни. Я благодарна всем, кто приходил почтить его память. Когда меня спрашивают: «Не жалею ли, что могила мужа не на престижном Байковом кладбище в Киеве, а в Козине»? Я отвечаю: «Нет. Он любил это место, здесь умер и тут ему спокойно»...

Я всегда понимала, что мой муж гениальный певец. Вы знаете, несмотря на боль утраты, все-таки я счастливая женщина, т. к. была с ним рядом 37 лет. Толя подарил мне самое дорогое — свою любовь и двух прекрасных наших детей. Я, как могла, ограждала его от бытовых проблем. Ныне, разбирая архив мужа, не устаю удивляться, как бережно он ко всему относился. Сохранились его программки первых выступлений еще в самодеятельности Донецка. Он вел дневник, где записывал о всех спектаклях и концертах, делал пометки событий, которые его потрясли.

— Светлана Дмитриевна, скажите, а у вас не было предчувствия беды? Не жаловался ли Анатолий Борисович на нездоровье?

— Ничто не предвещало страшной беды. Муж был бодр и подтянут. Накануне мы ходили на прием в Российское посольство. (Там легендарный тенор дал свое последнее интервью «Дню», которое мы опубликовали через 40 дней после его смерти. — Т. П. ). Анатолий Борисович делился впечатлениями о своих недавних выступлениях в Канаде и США, рассказывал о ближайших гастролях в Италию (на 8 августа у нас уже были куплены билеты), о подготовке турне с сольными концертами по городам Украины, об отдыхе в Козине.

29 июля 1999 года он проснулся в прекрасном настроении, которого у Толи я давно не видела. Шутил, смеялся. Приготовил завтрак, и вдруг заторопился на дачу. Хотя мы планировали туда отправиться вместе на следующий день. Не захотел, чтобы я его подвезла. Добирался на автобусе. Стояла изнуряющая жара. Он сходил на речку, много плавал. Затем сказал моей маме, что приляжет отдохнуть до обеда — и уже не проснулся. По заключению медиков, муж умер от обширного инфаркта. На сердце были рубцы от семи микроинфарктов...

Я до сих пор не могу смириться с мыслью, что Анатолия больше нет. Он часто уезжал на гастроли, и порой мне кажется, что он где-то на гастролях...

— Но не смотря ни на что, театральная династия Соловьяненко продолжается. На афишах Национальной оперы Украины теперь написано Анатолий Соловьяненко-младший — режиссер. Справедливость восторжествовала?

— Я очень довольна, что связь с театром не прервалась. Анатолий Борисович мечтал, чтобы музыка была в жизни наших детей. Со старшим сыном мы несколько переусердствовали. Андрей с отличием окончил музыкальную школу, но получив аттестат, к инструменту больше не подошел. Он избрал себе путь далекий от искусства, стал бизнесменом. Живет и работает в Канаде. А музыкальную династию продолжает наш младший сын Анатолий. Он работает режиссером в Национальной опере Украины. У Толи два высших образования: юридическое и режиссерское. Опера «Лючия ди Ламмермур» Доницетти стала дебютом сына, как постановщика. Теперь спектакль идет на языке оригинала — итальянском, которым Толя прекрасно владеет. Он обновил оперы легендарной Ирины Молостовой. Как режиссер, кроме «Лючии...», ведет «Царскую невесту» и «Паяцы». Ставит концертные программы. Продолжает заниматься вокалом, берет уроки у Виктора Николаевича Курина. Педагог им доволен. Но уроки пения Толя берет не для того, чтобы выйти на сцену в качестве вокалиста, а чтобы, как режиссер, лучше понимать оперных артистов. На УТ- 1 ведет передачу «Антракт с Анатолием Соловьяненко» о классической музыке, приглашая в собеседники известных артистов и музыкантов.

— В этом году в Донецке прошел очередной конкурс вокалистов «Соловьиная ярмарка», посвященный памяти Анатолия Борисовича. Кто победил?

— Конкурс проводится раз в два года. Мне кажется, он имеет свой колорит, открывая молодые оперные таланты. В этом году он прошел уже в третий раз. Я благодарна горадминистрации Донецка за помощь в его организации. Они принимают всех конкурсантов бесплатно. Это единственное песенное соревнование, в котором участникам не нужно платить вступительный взнос. Питание и проживание тоже за счет принимающей стороны. Победители «...ярмарки» действительно самобытные певцы. В этом году Гран-при завоевал одессит Юрий Миненко. У певца уникальный голос — контртенор, который сегодня очень редко можно услышать на сцене. А первую премию жюри присудило выпускнице Харьковской консерватории Оксане Крамановой. После блестящего выступления на конкурсе певице предложили работать в Харьковском театре оперы и балета.

— Светлана Дмитриевна, расскажите о материалах, которые вы передали в «Светлицу Соловьяненко». Почему она открывается в Козине, а не в Киеве или Донецке?

— В Козине любил отдыхать Анатолий Борисович. После напряженных гастролей муж всегда стремился приехать сюда. Говорил, что в Козине даже воздух обладает волшебством, наполняет силой и энергией. Только здесь он отдыхает душой и сердцем. В этом поселке построили дачи многие оперные артисты. В этом году исполнилось 20 лет, как мы имеем там загородный дом. В Козине муж умер и похоронен на этой земле... После его смерти я фактически живу там постоянно. В доме все осталось так, как было при Анатолии Борисовиче: и каминная комната, и пианино, привезенное из Донецка, когда муж делал лишь первые шаги на оперной сцене. Вот только двор мы изменили, немного реконструировали. Я чувствую тепло, заботу и внимание людей, живущих по-соседски с нами, и козинцев.

Для музейной экспозиции я передала фотоматериалы о Соловьяненко. Это различные документы, дающие возможность пролистать страницы его творческой судьбы (сцены из спектаклей, выступления на концертах), а также материалы, повествующие о том, каким был Анатолий Борисович вне сцены — в обычной жизни.

— А когда откроется Музей А. Б. Соловьяненко?

— Мы приняли решение открыть музей не в Донецке, а в Киеве. Дата пока уточняется. Ведем переговоры с Институтом литературы и искусства. Они предлагают нам помещение на своей территории. Сейчас с музыковедом Аллой Константиновной Терещенко разбираем архив Анатолия Борисовича. Терещенко — автор трех книг о певце и уже начала работу над монографией о Соловьяненко. Я думаю, что получится большой и интересный труд. Ведь осталась огромная переписка, дневники, рецензии, интервью в СМИ, фотоматериалы, записи со спектаклей и концертов.

Меня радует, что по радио и ТВ звучит голос Соловьяненко, т. е. жива память о певце, значит он с нами останется на многие годы.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ