Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Свое» в Париже: Пинзель, «ДАХ» и «ДахаБраха»

Отправляясь на обучение в Париж в сентябре, я больше всего ждала выставку Иоганна Георга Пинзеля
21 декабря, 2012 - 13:38
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Отправляясь на обучение в Париж в сентябре, я больше всего ждала выставку Иоганна Георга Пинзеля. Почему-то представляла все так: афиши по всему городу, блокнотики и открытки с «Жертвой Авраама» в книжном магазине, библиотечный стенд с прессой заставлен журналами с Пинзелем на обложке. Именно в таком порядке: афиши, блокноты, журналы. Понимаю, что непритязательно, но все же...

И вот, почти постфактум (до закрытия выставки еще месяц, но большинство афиш уже заменили другими) скажу: осуществилась моя мечта лишь на треть. Афиши были. Везде, даже в метро. Блокнотиков и открыток не было. Несколько раз приходила в книжный магазин с надеждой увидеть желанную сувенирную продукцию — но, наверное, не суждено было. Свои обещания прислать всем «открытки с Пинзелем» пришлось отзывать, и осталась лишь легкая грусть от того, что их так и не удалось купить. Однако гора с каталогами в этом же книжном магазине, как показалось мне, достаточно уверенно уменьшалась. И это неудивительно: каталог достоин всяческих похвал!

Третьим в моем личном списке значился библиотечный стенд. Здесь тоже мои надежды разбились. На обложках — большие парижские выставки с громкими именами: «Рафаэль» в Лувре, «Дали» — в Центре Помпиду. О нашем скульпторе — на страницах с анонсами, да и то не везде. Мол, такая вот выставка, с такого по такое число, в таком-то зале Лувра. Та же ситуация и с интернет-изданиями. Некоторые из них, правда, расщедрились еще на небольшие комментарии — подозрительно похожие между собой. Поэтому ожидаемой информационной шумихи не случилось. Тишины, отдадим должное луврской пресс-службе, не было тоже.

Вот так и ходила бы я, переполненная чувством несправедливости, если бы не одно событие. Не анонсированное украинскими СМИ и не поддерживаемое министерствами, оно, как ни странно, встретило значительно больше живых отзывов у французской публики, чем выставка Пинзеля. Речь идет о приезде сюда театра «ДАХ». «Влад Троицкий, — читаю мимоходом в метро, и вчитываюсь, — «Король Лир: пролог» (театр Monfort, 28 ноября — 7 декабря), «Вий — король Земли» (Theatre de la Ville, 10 — 14 декабря)». Итак, успеваю на последний спектакль!

В Городском театре — людно. Несмотря на ожидание, украинского и русского языков почти не слышно. Просторный зал практически полон. Влад Троицкий сидит в последнем ряду, наблюдает сверху за своим творением. Пересказывать то, что происходит дальше, — дело неблагодарное. Кто хоть раз видел спектакль «ДАХа», хорошо знает, о чем я. А кто не знает — немедленно пусть берет билеты. Скажу лишь, что, выйдя из малой сцены собственного театра, «даховцы» прекрасно обжили и большую сцену: от проработанной сценографии, охватывания всего пространства (включительно с залом) и умелой игры с зарубежным зрителем перехватывает дыхание. В «Вие» задействованы два франкоязычных актера — чтобы диалог таки состоялся. Впрочем, основной язык здесь — звук, свет, движение тела.

Когда занавес опускается, вижу очарованные действом, просветленные лица. Следовательно, не обязательно переводить песни группы «ДахаБраха» или дословно пересказывать каждый монолог на французском, достаточно лишь немного знакомого языка — а дальше воспринимаешь что-то более глубокое, что не имеет границ.

На следующий день просматриваю страницы в Интернете. Отзывов не так и много — но каких! Эмоциональные заметки блогеров и журналистов, ни слова, списанного из пресс-релиза (или программки). Вот о «Вие»: «...это правда, что я не поняла ничего или почти ничего, как и то, что иногда меня преодолевала скука, но в этот вечер была атмосфера, вселенная, иной способ творить театр, который настолько растрогал и встревожил,.. что заставил меня познакомиться с этим человеком, которого я заметила в проходе зала Городского театра, созерцателем своей работы, сильным и впечатлительным. Мне бы хотелось попасть в Карпаты с двумя франкоязычными актерами, которых Влад отослал «в суровые условия», чтобы они лучше подготовились к работе... Вчера я снова стала ребенком, которому рассказывали истории вечером перед сном. Тогда мне больше всего нравились именно те, которых я не понимала. В конце спектакля мои руки изо всех сил аплодировали, едва ли не вопреки мне, и это очень хорошо».

А вот другой комментатор, о «Короле Лире»: «Это исключительный спектакль в увлекательной лунной эстетике, значительно подпитанной сверхъестественным светом Марии Волковой, полностью удался: здесь ничего не брошено на произвол судьбы и все вознесено до самого взыскательного уровня. Влад Троицкий проводит зрителя по лабиринтам загадочной, умопомрачительной и тревожной Вселенной архаичных времен, времен, из которых происходит современный человек...»

О «ДахеБрахе», без чьей музыки спектакли утратили бы большую часть своего шарма, вспоминают отдельно. Один из цитируемых мною критиков пишет так: «Не знаю, пошла бы я еще раз на спектакль Влада Троицкого, но если случайно узнаю, что выступает «ДахаБраха» — буду бежать туда...» И это довольно неплохо, как для первого знакомства.

СПРАВКА «Дня»

Ольга КУРОВЕЦ — студентка второго года исследовательской магистерской программы в Ecole du Louvre (Луврская школа), Париж. Учиться Ольга в легендарном университете только начала — до этого девушка изучала музееведение в университете города Нешатель, Швейцария, а перед тем закончила факультет культурологии в Национальном университете «Киево-Могилянская академия». Ольга пишет о своей учебе за рубежом в частности и о европейском образовании в целом, о буднях украинской студентки в Париже и об искусстве — французском и украинском (№192 от 24 октября 2012 г. и №199-200 от 2 ноября 2012 г.; №207 от 14 ноября 2012г. и №214 от 23 ноября 2012г.).

Ольга КУРОВЕЦ, Париж, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ