Ангелы с бездонными, как мир глазами, Демон, вызывающий сочувствие, скандальная Богоматерь, понимающая каждого, кто к ней приходит, Царевна-Лебедь и девочка на фоне персидского ковра, Шестикрылый серафим и Валькирия – все это картины художника, которого мало понимали при жизни и вокруг которого до этого времени существует ореол мистицизма, – Михаила Врубеля.
Увидеть его работы каждый киевлянин и гость Киева может в Кирилловськой церкви, построенной еще во времена князя Всеволода ІІ Ольговича в ХІІ веке. Эта уникальная святыня, украшенная необычными фресками, которые происходят со времен Киевской Руси, заняла особенное место на культурной карте украинской столицы благодаря приобщению к ее реставрации в ХІХ веке на то время малоизвестного и молодого художника из Санкт-Петербурга.
КИЕВСКАЯ ЭПОХА
Михаил Врубель был приглашен в Киев в 1884 году искусствоведом Адрианом Праховым, в планах которого была роспись Владимирского собора, однако потом этот проект был передан Виктору Васнецову, а Врубелю досталась церковь на Дорогожичах. Прахов хотел найти талантливого художника, который за минимальный бюджет выполнит заказ. И никому еще не известный Врубель взялся это сделать за 1200 рублей. Этот творческий тандем подарил нам яркую страницу истории Киева.
Работы художника бросаются в глаза сразу с порога - напротив входа в Кирилловскую церковь размещается алтарь, где основные четыре фигуры - «Афанасий», «Христос», «Кирилл» и образ Богоматери - поражают своей реалистичностью. В ходе подготовки этих работ художник ездил в Италию, в частности в Венецию, для того, чтобы лучше познать искусство эпохи Возрождения и усовершенствовать свое мастерство. Подготовительные эскизы для работ, написание алтарных образов выполнялись именно там, в 1885 году. Алтарные образы написаны на цинковых досках. Богоматерь писалась первой, когда художник еще не знал, как работать с новым для него материалом. Ее основа - два цинковых листа, которые не были обработаны должным образом, что затрудняет в настоящее время работу реставраторам.
Когда подняться по крутой лестнице на первый этаж к тому месту, где находилась княжеская молильня, то увидим другие работы художника - мистический «Космос», «Моисея», «Надгробный плач», ангелов, архангелов и интересную работу, имитируюющую мозаику - «Восхождение святого духа», которая свидетельствует о том, что художник пытался подражать классическим византийским мотивам, хотя и в своем стиле. Своеобразный стиль выполнения фресок не по вкусу местным прихожанам УПЦ МП, которые добиваются их ликвидации из-за якобы неканоничности.
Богородицу из Кирилловськой церкви можно считать одной из красивейших православных икон Марии, матери Иисуса. Однако одно время она оказалась в центре громкого скандала. По слухам, молодой художник, который часто бывал в гостях у своего мецената, - Прахова, будто бы влюбился в его жену - Эмилию Львовну. Собственно, с нее он писал центральный образ иконостаса Кирилловской церкви, но киевляне, приходившие сюда молиться, отказывались поклоняться женщине, которую они знали. А прототипом Иисуса стала младшая дочь Праховых – Ольга.
Эмилия не отвечала Врубелю взаимностью, и вскоре он покинул Киев, забирая с собой свое разбитое сердце, но навсегда оставляя бесценное - свои работы. Реставрационные работы в Кирилловской церкви закончились в 1889 году. Многие исследователи творчества и биографы художника утверждают, что киевский период был ключевым в процессе формирования Врубеля как личности и как художника.
ТВОРЧЕСТВО, УСИЛЕННОЕ ИСПЫТАНИЯМИ
Техника Михаила Врубеля была необычной, оригинальной, непонятной его современникам. Это вызывало невосприятие его работ, хотя и сторонников было достаточно.
Необычными были и те сюжеты, которые он выбирал - например, славу ему принес образ Демона. Видно, что задумывая этот образ, художник тщательным образом обдумывал каждую его деталь, пытался понять это загадочное мистическое существо, разгадать его тайну. И именно поэтому от картины Врубеля «Демон», который сидит на вершине и наблюдает за миром, с его единственной слезой, веет одиночеством. Этот образ, навеянный творчеством Лєрмонтова, – не злая сила, а тот дух, который никогда не имеет покоя и просто ищет свое место на земле, но не находит его. Образ демона встречался и в иллюстрациях Врубеля к поэме Лермонтова с одноименным названием.
Кульминацией отношений художника с этим персонажем стала картина «Поверженный демон» - трагическая и сильная эмоционально.
В «Демоне» Врубеля гармонично объединились мужские и женские черты, потому нашлись люди, которые утверждали, что в этом образе тоже много черт от Эмилии Праховой.
В 1896 году Михаил Врубель вступил в брак с певицей Надеждой Забилой, которая была воспитанницей Киевского института благородных девиц. С ней он посетил Киев в 1901 году, и позже, в 1903 году семья Врубелей гостила здесь вместе с сыном. Во время последнего визита двухлетний сын Врубелей Сава умер и был похоронен на Байковом кладбище.
Это событие ухудшило и без того тяжелое психическое состояние нервного, эксцентрического художника, у которого и до этого случались нервные срывы. Планировалось поместить его в клинику при Кирилловском монастыре, но в итоге художник оказался в Риге в больнице для душевнобольных «Атгазен». Здесь художник морил себя голодом, пытаясь покончить жизнь самоубийством. Подобные попытки у него были и раньше, еще в киевский период его творчества.
Из Риги художника перевезли в клинику Усольцева в Петровском парке в Москве, где его врач настаивал, что художник должен продолжать рисовать. В этот период Врубель рисовал карандашом пейзажи, портреты врачей и медсестер, обычные бытовые вещи, комнаты клиники. Здесь также появился цикл работ под названием «Бессонница». Лечение пошло на пользу, пациент чувствовал явное улучшение, и потому в 1904 году он вместе с женой переехал в Санкт-Петербург, где Забила должна была выступать в Мариинском театре.
НАСЛЕДИЕ
В то время до Российской империи дошла мода на импрессионистов, и стиль Врубеля неожиданно оказался актуальным и целесообразным, а многие его критики публично признали свою неправоту относительно оценки творчества художника, о нем также активно писала пресса. В 1905 году на выставке Союза русских художников Врубель представил следующее свое удивительное полотно «Жемчужина», что способствовало росту его славы.
Однако уже вскоре его психическое состояние опять ухудшилось. Художник слышал голоса, активно занимался самоуничтожением, но работал над эскизами к работам на религиозную тематику.
В 1906 году у него ухудшилось зрение, однако он не бросал рисовать. В последующие годы художника фактически не покидали галлюцинации и постоянно повторялись суицидальные попытки. Михаил Врубель умер в апреле 1910 года в возрасте 54 лет. На его похоронах, кроме близких, были А. Блок, Н. Рерих, В. Серов, И. Ге. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. Через три года в возрасте 45 лет умерла Надежда Забила, которую похоронили рядом с мужем.
Картины Врубеля в настоящее время украшают Третьяковську галерею в Москве (около 40 работ), Русский государственный музей в Санкт-Петербурге, Музей художественного искусства им. М. Врубеля в Омске (месте его рождения), но также его работы можно найти в Одесском художественном музее, Национальном музее «Киевская картинная галерея». Киевская коллекция насчитывает около 150 работ художника, в основном это акварели и графика периода 1884-1889 годов, представленные портретами знакомых Врубеля и натюрмортами. Среди признанных шедевров – «Девочка на фоне персидского ковра», «Надгробный плач», но большинство из тех работ были эскизами к другим, более основательным полотнам. Найдем здесь и много эскизов, сделанных как подготовительные работы к росписям Кирилловской церкви и Владимирского собора, на них мы можем заметить, что глаза у ангелов и демонов на рисунках Врубеля фактически идентичны по своей глубине и эмоциональности.
Национальный музей «Киевская картинная галерея» постоянно проводит выставки, посвященные творчеству художника, делится своим архивом с зарубежными музеями, чтобы привлечь внимание к творчеству Михаила Врубеля. Но не стоит забывать, что для всех, кто хочет познакомиться или продолжить знакомство с творчеством этого необычного художника, который никого не оставляет безразличным, всегда открыта Кирилловская церковь на Дорогожичах в Киеве.
К слову, в этом году миновало 165 лет со дня рождения художника, однако постоянные выставки, спектакли, присутствие его в документальном кинематографе и литературе свидетельствует, что он оставил глубокий след в киевской культуре.