Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Таков у нее нрав!»

или Всемирная слава «Колядников» американской художницы украинского происхождения Ярославы Сурмач
9 января, 2020 - 11:28
ЯРОСЛАВА СУРМАЧ-МИЛЛС. «СЕЛО МОЕГО ОТЦА»

Сакрально-символическим элементом эстетичной коммуникации в украинской национальной традиции были и еще остаются (пусть и в суженных кругах бытования) святочные карточки. Многие из таких художественных раритетов малых форм объединяли украинство всего мира в лихие для Родины десятилетия московского засилья. Свою роль в этом сыграли и рисуночки Ярославы Сурмач-Миллс, американской художницы украинского происхождения. Один из мотивов ее карточек — «Колядники» (1968) — стал рекордным из числа распространенных в разных странах мира, в частности благодаря популяризации известной международной организацией по защите прав и интересов детей ЮНИСЕФ.

Личность Ярославы Сурмач-Миллс на сегодняшний день еще не имеет разлогой научной историографии, а в ней многостороннее творческое наследие нуждается в системной профессиональной квалификации. Однако за последние годы внимание к разносторонним опытам этой художницы постоянно растет, о чем свидетельствует, в частности, организация ее первой индивидуальной выставки в Украинском музее в Нью-Йорке (США) весной 2018 г. В составе экспонатов можно было увидеть более 80 произведений — авторских икон и писанок, рисунков на стекле, офортов и книжной графики, рисунков. Воспроизводительной техникой на экране демонстрировались образцы ее витражей. Как написано в рецензии на выставку, «...акцент сделан на ее рисунках на стекле, которые изображают и освещают украинский народный быт».

ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ — ПОЕЗДКА В УКРАИНУ

Без преувеличений, именно неопримитивистская стилистика графики и живописи Ярославы Сурмач-Миллс стала самым магнетическим свойством в ее незаурядной популярности среди украинцев зарубежья. Родилась она 11 июля 1925 года в городке Квинс (Queens) вблизи Нью-Йорка в семье предпринимателя, владельца музыкального магазина на Манхеттене, издателя и библиофила, уроженца с. Желдец (теперь Камянко-Бугского р-на на Львовщине) Мирона Сурмача. Именно вокруг отцовского книжного магазина «Сурма» росли таланты Ярославы, о которой он впоследствии написал: «Ярослава прославила и себя, и меня, и наш народ своими художественными достижениями, своими писаниями об украинской писанке и своими иллюстрациями и рисунками в репрезентативных американских и наших изданиях».

Американская урбанистическая реальность не помешала Ярославе воспитываться на почве украинских национальных традиций. Каким образом сформировался у ребенка вкус на фольклор далекой, в детстве еще не виденной Родины, удивлялся и сам отец. «Почему Славця рисует такие приятные украинские народные типы? Видно, таков у нее нрав, как в ее изображениях».

Художественное образование получила в Колледже Cooper Union в Нью-Йорке и Колледже Мангетенвиль (Manhattanville College) в г. Пурчис. Уже тогда она увлеклась отраслью иллюстрации книги и каллиграфии, некоторое время преподавая в колледже соответствующий специальный курс. Немало усилий прилагала к изучению рецептов старых мастеров, пробовала писать иконы яичной темперой в комбинации с пигментами, глиной и сусальным золотом.

Переломным событием в жизни молодой Ярославы Сурмач стала поездка в Украину. Что пережила в тот 1956 год, она рассказала отцу: «Я стояла около памятника Святому Владимиру, я смотрела на Днепр, и этот вид растрогал меня до глубины. Мороз пошел по мне, глаза зашли слезами. Я еще никогда в жизни чего-то подобного не пережила. Мне показалось, что я вознеслась в воздух, что я в раю. И тогда я едва не крикнула от души: Украина, ты моя родная!». 

Уже в 1957 году художница издала свою первую иллюстрированную книгу «Ukrainian Easter Eggs», которая дала импульс для популяризации писанкарства среди украинства США. На протяжении 1959—1969 годов работала художественным редактором журнала для малышей «Humpty Dumpty». Несомненно, детская специфика этого популярного издания повлияла на направленность стилевых вкусов художницы на дальнейшую творческую перспективу.

АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ «НАРОДНОЙ КАРТИНКИ»

В 1959 году Ярослава вышла замуж за известного социолога, профессора Колумбийского университета Чарльза Райта-Миллса. В 1960 году родила сына Николаса. Материнские чувства еще более ощутимо обогатили образный язык ее произведений. Неопримитивистскую стилистику развила в очередных авторских детских изданиях «The Mitten», «Stocking for а Kitten», «An Egg is for Wishing», «Ivanko and the Dragon: An Old Ukrainian Folk Tale» и др.

С 1970 года Ярослава продолжила художественные студии в Колледже Рокленд (Rockland Community College) в Нью-Йорке, углубляя свои знания в профессионально-технических специальностях. Большой популярности достигла рисунками святочных открыток, которые массовыми тиражами печатались в издательстве ее отца.

ОКНО С ВИТРАЖОМ ЯРОСЛАВЫ СУРМАЧ-МИЛЛС В ЦЕРКВИ СВ. ДМИТРИЯ В ТОРОНТО (КАНАДА)

Объяснить творческий успех Ярославы Сурмач в сфере графики можно тем, что ей удалось найти оригинальную формально-образную интерпретацию разных мотивов украинских обычаев, представляя каждую сценку через авторскую модель «народной картинки», с соответствующим шутливым сюжетным сопровождением, фольклорными парафразами, гротеском. В основе ее образной концепции — духовно-этический кодекс украинского этноса, который она органично переняла от своих родителей и развила в современной творческой методологии. Художница внимательно изучила многочисленные культурные артефакты прошлого, в частности традиционно-бытовую сферу, народную одежду, вышивку, разные формы фольклора. Все это нашло отображение в образно-ассоциативной палитре ее графики и живописи. Основой композиций святочных карточек — Рождественских, Пасхальных — становились ее рисунки на стекле — отрасль, особенно близкая творческому темпераменту художницы. Только в этой малярной технике в городах США состоялось более двадцати ее индивидуальных выставок. Слава о таланте Ярославы (подписывала свои произведения как Yaroslava) распространилась среди разных кругов мирового украинства. 

ХУДОЖНИЦА ГОРЕЛА ЖЕЛАНИЕМ ОБОГАТИТЬ МИР УЛЫБКОЙ

В то же время художница развивала и другую ипостась своей художественной одаренности, обратившись к искусству витража. Она выполнила два комплексных проекта для здания Сената штата Нью-Йорк в г. Албана (цветные витражи для входных врат) и витражи и иконы для украинской католической церкви св. Великомученика Дмитрия в г. Торонто (Канада). Работа над последним объектом началась в 1974 году и длилась более трех десятилетий. Это масштабное произведение Ярославы Сурмач-Миллс стало триумфом синтетического формально-образного мышления украинки. Несмотря на определенные канонические ограничения в иконографии изображений евангельских мотивов, художница сумела наполнить сакральные сцены собственным лирическим мировоззрением, проницательной трактовкой деталей, звучной цвето-светоносной программой. Исходя из заданной архитектуры, Ярослава сумела срежиссировать такое взаимодействие каждого оконного отверстия, при котором храмное пространство зазвучало возвышенными духовыми интонациями, в которых сочеталась традиционность, этика народной жизни украинцев и современность. Этот художественный шедевр выдающейся художницы украинского зарубежья стимулирует прислушиваться к ее же суждениям об эмоциональной природе своего творчества. «Мне часто невозможно работать над рисунком без улыбки, — писала она. — Я расстаюсь со своими работами неохотно, но всегда надеюсь, что они принесут улыбки и хорошее самочувствие для их новых владельцев» (цитируется по публикации «Первая выставка Ярославы Сурмач-Миллс в Украинском музее» в журнале «Свобода», США, за 16 марта 2018 года). Витражи, как и все художественное наследие Ярославы Сурмач-Миллс, органично связаны с эмоциональной природой автора, с ее ценностным императивом. В то же время они вызывают глубокую профессиональную реакцию как один из лучших памятников украинского сакрального искусства, сформированный на основе духово-эстетического синкретизма.

Все, что создала Ярослава на своем веку, обозначено авторским вдохновением и внутренней чистотой. Среди ее лирических героев или фольклоризированных сцен трудно найти хоть наименьшие намеки на неискренность или эмоциональную замкнутость — художница горела желанием обогатить мир улыбкой, сакрализированной ее высокой моральной сущностью.

Отошла в Вечность 17 сентября 2008 года в г. Вест Найек (West Nyack) вблизи Нью-Йорка, оставив в наследство украинству да и всему миру отголоски ее молодецкого восторга: «...Украина, ты моя родная!».

Роман ЯЦИВ, историк искусства, проректор Львовской национальной академии искусств
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ