Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Таланты «ограняются» в Киеве

Международная «Летняя музыкальная академия» отметила юбилей
17 августа, 2010 - 18:48
ЮРИЙ ЗИЛЬБЕРМАН / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА
УЧАСТИЕ АНГЛИЙСКОГО ДИРИЖЕРА ДЖЕЙКСА КОЭНА СТАЛО МУЗЫКАЛЬНЫМ ОТКРЫТИЕМ ЭТОГО ГОДА КАК ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ, ТАК И ДЛЯ ПУБЛИКИ / ФОТО АВТОРА

В то время, когда музыкальная жизнь столицы летом почти замирает, у молодых исполнителей появляется возможность (в период между последней сессией и вступительными экзаменами) повысить свой профессиональный уровень, пройдя мастер-классы у ведущих профессоров и признанных музыкантов из разных стран. Участники «Летней музыкальной академии-2010» — это исполнители не только из разных городов Украины, но также из США, Нидерландов, России и Румынии — приезжали получить новые знания, идеи, пытались выйти на новый профессиональный уровень и получить бесценный опыт на мастер-классах. О том, как можно помочь музыкантам, о специфике уроков Академии и итоговых концертах музыкального проекта рассказал генеральный директор Международной «Летней музыкальной академии», Международного фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера» и Международного конкурса юных пианистов памяти Владимира Горовица Юрий ЗИЛЬБЕРМАН.

— В этом году Академия отметила свое 10-летие. Как возникла идея создания Международной «Летней музыкальной академии» и как вам удается не наскакивать на «рифы»?

— Занятия с известными педагогами в период летних каникул — практика весьма распространенная. В цивилизованном мире принято приглашать выдающихся мастеров, да и просто ведущих педагогов, прочитать курс лекций или позаниматься индивидуально со студентами (это очень необходимо в профессиональном обучении музыканта). Как правило, такое приглашение следует от учебного заведения. Сразу отмечу, что в нашей стране государственное учебное заведение (на законных основаниях) этого сделать не может, т.к. целый ряд ограничений препятствует такому приглашению. Хотя на законодательном уровне такая возможность есть! Если потратить три-четыре месяца на переписку и «борьбу» с инстанциями, то возможно вам что-то удастся сделать. Но чего тогда стоит КПД такого мероприятия, если вызванный профессор получит причитающуюся ему сумму гонорара через полгода после проведения этих мастер-классов (если получит вообще)?

Кроме учебных заведений, мастер-классы ведущих авторитетов музыкального искусства проводятся в момент проведения конкурсов, фестивалей. К сожалению, Конкурс им. Владимира Горовица не имеет такой возможности из-за слишком «сжатого» времени проведения — каждая минута на счету — куда уж отвлекаться на мастер-классы.

Вместе с тем, необходимость получать профессиональные советы выдающихся мастеров крайне важна для молодого музыканта. Поэтому дирекция Конкурса В. Горовица (уже с первых лет его проведения) задумывалась над проблемой организации мастер-классов выдающихся музыкантов для молодых пианистов Украины. Уже с 1997 года в Киев приглашались известные пианисты-виртуозы и педагоги ведущих консерваторий мира. Мастер-классы для пианистической молодежи давали: Николай Сук, Владимир Крайнев, Уоррен Томсон, Дина Йоффе, Норма Фишер, Адам Вибровски, Владимир Виардо и др. Это было замечательно! Киевское Главное управление культуры тогда брало на себя все финансовое обеспечение, а мы — дирекция конкурса — организацию мастер-классов. Трудность состояла в том, что среди учебного года (а большинство музыкальной молодежи — студенты учебных заведений) проведение мастер-классов наталкивалось на проблемы занятости как профессоров, так и учащихся. Да и с помещениями было тяжело — ведь повсюду шел учебный процесс (вот почему первые мастер-классы мы проводили в Доме композиторов в Ворзеле). С 1999 года мы решили сместить время проведения мастер классов на летний период — так было удобнее во всех отношениях и профессорам, и студентам. А кроме того, летний период давал возможность приглашения сразу нескольких профессоров, что сразу сделало многочисленным состав обучающихся. А так как дирекция Конкурса В.Горовица с 1998 года взяла на себя организацию и проведение фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера», то естественным выглядела идея показа наиболее талантливых учеников летних мастер-классов в открытых концертах фестиваля, который проходит на летней эстраде Мариинского парка. Так родилась Международная «Летняя музыкальная академия», которая в этом году отметила юбилей!

— Как подбирался профессорский состав Международной «Летней музыкальной академии-2010»?

— Состав Академии определяется количеством заявок, поступивших от желающих обучаться в ней. Дирекция договаривается загодя, как правило, за год, с профессурой, публикуется ее состав, а уж количество заявок (к тому или иному профессору) дает представление о его участии в летнем проекте. В этом году мы пригласили, в основном, концертирующих музыкантов. Это были: Вадим Руденко из России, Яков Касман и Марк Лакирович из США, Михаил Кугель из Бельгии, Юрий Кот из Украины. Все музыканты прекрасно известны киевской публике. Они выступали с концертами и в этом сезоне, и в предыдущих (только Кугель последний раз играл в Киеве более 20 лет назад, но и он сразу по приезду дал два блестящих концерта в Украинском фонде развития культуры и в Доме органной и камерной музыки).

—А по каким критериям отбирались солисты, которые играли с оркестром в рамках XIII Международного фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера»?

— Правила Академии предусматривают занятия у профессора, как с сольной программой, так и подготовкой выступления с симфоническим оркестром. Правда, не всегда желающий получить уроки игры с оркестром допускается к ним. Участник Академии (за месяц до ее начала) подает не только заявку, где указывается имя профессора, у которого он желает заниматься, но и запись исполнения участником всего или одной части инструментального концерта с оркестром. На основе этой записи дирекция допускает участника к занятиям с оркестром (если его исполнение достаточно подготовлено), или не допускает и предлагает заниматься сольной программой. В процессе занятий профессор уже более точно рекомендует конкретного ученика для выступления с оркестром в концертах фестиваля. Это ответственный шаг, т.к., например, прошлым и этим летом выступающим аккомпанировал Национальный симфонический оркестр Украины (под художественным руководством Владимира Сиренко). Да и публика, посещающая фестиваль вот уже много лет, привыкла к довольно высокому уровню солистов. Ведь в концертах «Киевских летних музыкальных вечеров» выступали блестящие музыканты из 28 стран мира!

— Как вы оцениваете уровень исполнителей, которые приезжали в этом году?

— В основном занимались и играли ребята из Украины, Нидерландов, России, Румынии и США. Многие из них уже имели по три — четыре международные награды на конкурсах. Именно поэтому качество исполнителей в концертах фестиваля было довольно высокое. И, конечно, наиболее интересными, на мой взгляд, выглядели лауреаты конкурсов В. Горовица, как этого, так и прошлых лет.

— А какой должен быть уровень подготовки музыканта, чтобы принять участие в Академии?

— Это может быть и 10-летний ребенок, но он должен быть, прежде всего, музыкальным. Если он «живет» музыкой, то, что бы он не играл — это всегда будет интересно слушать. Поэтому мы не делаем возрастных ограничений. Помнится, принимали участие в Академии замечательные скрипачи из Новой Зеландии и Великобритании, которым было уже за тридцать, и 34-летний пианист из Японии, а вот недавно с оркестром играл потрясающий 9-летний пианист из Нью-Йорка.

— Что может успеть исполнитель за шесть уроков на мастер-классах?

— Каждый музыкант знает, что «чистовую» работу над произведением можно делать только тогда, когда музыкальный текст уже, как говорят, «в пальцах», то есть, когда у играющего не возникает больших проблем с «проговариванием» произведения. Все молодые музыканты, обучающиеся в Академии, приезжают уже с готовым текстом, в той или иной мере свободно играя избранное для занятий произведение. Шесть уроков с профессором — это и немного и немало! Проникновение в замысел композитора, наведение глянца, как у нас говорят, — все это можно осмыслить и выполнить, но только в одном случае — если ученик хочет, способен понять и воплотить то, что предлагает ему мэтр! Только, если он «настроен на волну» желания понимать, и умения выполнить.

— В этом году солисты исполняли концерты с несколькими дирижерами. Владимир Сиренко и Виктория Жадько уже хорошо знакомы украинским слушателям, а вот Джейкс Коэн стал музыкальным открытием, как для музыкантов, так и для публики. Как удалось его пригласить, и связан ли приезд маэстро с тем, что он согласился выступить в необычном формате — концертах в парке?

— Появление дирижера Лондонского симфонического оркестра в концертах фестиваля связано с нашей деятельностью как украинского отделения всемирной организации Jeenesis Musical International. Международный благотворительный фонд конкурса Владимира Горовица был принят в эту уважаемую всемирную сеть как представитель Украины. JMI инициирует международные музыкальные мероприятия — фестивали, конкурсы, смотры, гастроли фольклорных и профессиональных коллективов. Организация стимулирует создание молодежных международных оркестров, хоров, ансамблей, предусматривая их концерты в разных странах мира. Весной этого года Совет Европы одобрил проект создания международного симфонического оркестра на базе молодежи стран Восточной Европы. Нас попросили организовать кастинг студенческой музыкальной молодежи Украины. Так, один из дирижеров Лондонского симфонического оркестра Павел Котла прослушал более 50 музыкантов из различных регионов Украины и отобрал для первой сессии нового оркестра 18 наших молодых соотечественников. В разговоре с Павлом наш импресарио — Ирина Полстянкина рассказала о Международной «Летней музыкальной академии». Дирижер был заинтригован: в экстремальных условиях (за одну-две репетиции) оркестр должен выучить и сыграть 26 инструментальных концертов! Он позвонил в Лондон и рассказал об этом своему другу (им и оказался Джейкс Коэн). Буквально на следующий день последовал звонок из Англии с просьбой предоставить ему возможность выступить в двух концертах. Надежные рекомендации, полученные нами от коллеги Коэна, плюс страничка в интернете, убедили нас и руководство Национального симфонического оркестра Украины в том, что Коэн известный дирижер с опытом работы с лучшими симфоническими оркестрами мира. Мы дали согласие. Так появился и прекрасно провел концерты фестиваля Джейкс Коэн — дирижер, который работает с Лондонским симфоническим оркестром, Королевским симфоническим оркестром, камерным оркестром солистов Isis Ensemble London, симфоническим оркестром «Солисты Софии» (Болгария), симфоническим оркестром им. Джорджа Енеску (Румыния).

— А как вы решали проблему непредвиденности погодных условий (дождь, жара), ведь концерты проходили под открытым небом?

— Ох уж, эта погода! Конечно, на фоне фантастической жары, которая изнуряет Киев и всю страну, жаловаться на дожди в июле — только вызвать улыбку (а может быть и злость) у читателя. Но так уж получилось, что весь июнь концерты фестиваля проходили под открытым небом, и ни один из них не был сорван из-за погодных условий. А вот первая половина июля была неблагополучной. Как всегда, мы запланировали концерты Академии, растянув их на две недели. В первую неделю (2, 3, 4, 5 июля) концерты прошли замечательно. А вот последняя неделя Академии (то есть 8, 9, 10 и 11 июля) пришлась на неделю дождей. Пришлось переносить их, то в Дом звукозаписи, то в Малый зал филармонии. Удачным это не назовешь, когда Национальный симфонический оркестр, а это не менее 80 музыкантов располагается на малюсенькой сцене и в зале, а количество мест в последнем ограничивается до 100. Но что говорить об этом! Если ведущее музыкальное учебное заведение Украины, кстати, и старейшее — Киевский институт музыки им. Р.Глиэра уже 50 лет теснится в неприспособленном здании школы — 1930-х годов постройки, и не имеет своего зала! Знаете, это напоминает анекдот о сумасшедшем доме, в котором построили бассейн, но воды в нем, увы, нет... Но мы все равно не отчаиваемся и работаем!

Лидия НОВОХАТЬКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ