Фактически, это была вторая реализация культурного форума. Первый «Донкульт» состоялся в конце октября — начале ноября в Киеве, после чего было решено показать искусство Донбасса на западе Украины.
ДОНБАСС — ГАЛИЧИНА — ЦЕНТР
На первый взгляд, по смысловой наполненности музыкальная программа проигрывала остальным — визуальной, театральной, литературной, лекционно-дискуссионной, кинопрограмме, фотопроекту и даже моде, ведь все они говорят более емким и образным языком, нежели абстрактная музыка. И тем не менее, столкновение и взаимодействие на одной площадке донбасской, галицкой культур и центра — именно как культур, а не только лишь отдельных художников — позволило выявить интересные закономерности. Специально акцентирую внимание на этом феномене: коллаборация отдельных музыкантов из разных областей, безусловно, происходила и раньше, но редко когда приходило в голову ассоциировать конкретного художника с конкретным регионом — он представлял, прежде всего, самого себя. А тут культуры областей были представлены в концентрированном виде, и именно это помогло разглядеть характерные детали.
Представленные на форуме донецкие музыканты были великолепно подкованы технически. Например, Дина Писаренко «соткала» сольную фортепианную программу из произведений Фредерика Шопена и сложнейших партитур французских композиторов XX века — Мориса Равеля, Пьера Булеза и Мориса Оаны. Кстати, исполнение этюдов последнего стало украинской премьерой. Сыграть подобную программу — стахановский труд, особенно если учесть, что готовили ее специально для львовского проекта и прежде в исполнении Д. Писаренко она не звучала. То же можно сказать и о концерте домристки Светланы Белоусовой с гитаристом Денисом Белодедом. Они исполнили пьесы современных донецких композиторов и аранжировки произведений западноевропейских мастеров прошлого. Домра звучала по-настоящему аристократично, без прямого намека на связь с оркестром народных инструментов, а концерт из двух десятков произведений был настоящим тестом на выносливость. Кстати, Светлана Белоусова прежде была солисткой созданного Валерием Ивко уникального оркестра домр «Лик домер», сейчас вынужденно прекратившего свое существование. Еще один донецкий коллектив — народный театр фольклорной песни «Дивина» — был рассеян по Украине, но часть его участниц осела в Киеве. Фактически благодаря первому «Донкульту» в Киеве вокалистки разных составов впервые собрались вместе, причем без своего руководителя — Елены Тюриковой, и исполнили программу из аутентичного песенного фольклора Донецкой области и других регионов Украины. За полгода, которые прошли до поездки во Львов, этот фольклорный квартет выступил на многих столичных площадках, причем часть мероприятий еще и сам инициировал. Во Львов музыканты привезли необычайно насыщенную программу — около полусотни песен, часть которых была собрана непосредственно Еленой Тюриковой на Донбассе.
Если сравнивать процесс и результат подготовки восточных и западных украинских музыкантов, то львовские художники акцентировали свое внимание совсем на других вещах — на творческом подходе, креативности, при этом зачастую хромало качество исполнения. К примеру, совместному выступлению ансамбля ConstantY и виджея Михаила Барабаша не хватало элементарной слаженности и выучки, что заставляло слушателя взгрустнуть, ведь в целом замысел проекта был свеж, смел и впечатляющ.
Наиболее продуктивными оказались те проекты, которых сами музыканты больше всего опасались, — как выяснилось, совершенно безосновательно. Отличный донецкий дирижер Виктор Олийнык, отыграв сезон 2013/2014 в Донецкой опере и завершив его постановкой балета «Лесная песня» Виталия Кирейко, уехал из Донецка, став дирижером Ивано-Франковской филармонии. Именно его пригласили исполнить совместно с оркестром Львовской филармонии программу из симфонической музыки донбасских авторов — Сергея Прокофьева, Евгения Петриченко и Алексея Скрипника. Результат получился чудесный — оркестр и дирижер общались без каких-либо культурных и языковых барьеров, и на концерте коллектив звучал по-настоящему ярко и осмысленно.
КАК «СШИВАТЬ» ЛАНДШАФТ
Отличным получился и концерт-закрытие форума, в котором один из самых титулованных украинских дирижеров Кирилл Карабиц выступил во Львовской опере вместе с Филармоническим оркестром, Галицким камерным хором и солистами — Оксаной Савицкой (альт) и Василием Понайдой (тенор). Идея предложенной Кириллом Карабицем программы состояла в том, чтобы показать ярко выраженный украинский Донбасс. Так, из творчества Сергея Прокофьева были отобраны Вторая часть Скифской сюиты, а также два малоизвестных хора — «Заповіт» на текст Тараса Шевченко из оперы «Семен Котко» и «Золотая Украина» из цикла «Песни наших дней». Слова последнего были записаны от сельской жительницы по фамилии Барабаш в колхозе «Красный пахарь» Винницкой области, опубликованы в газете «Правда» №271 от 1 октября 1937 года и практически сразу после публикации положены Прокофьевым на музыку. Такие строчки, как «За тебя немало крови пролито народной» и «Мы заставили их [врагов] в море Черном искупаться», резонировали так, словно были написаны не 80 лет назад, а прямо сейчас. Еще одно произведение концерта — «Сад Божественных песен» Ивана Карабица — потребовал особенно пристального внимания к тексту, так как исполнялся тем оригинальным языком, которым писал Григорий Сковорода — смесью церковнославянского, русского и украинского. В контексте «Донкульта» необарочный концерт греческого выходца из донбасского села Ялта прозвучал символично — как пример органичного и плодотворного объединения разных этносов, населяющих нашу страну.
«Донкульт» во Львове стал лишь первым форумом в рамках большого проекта, задуманного благотворительным фондом «Мистецькі надра». Следующий маршрут запланирован на весну 2016 г. и должен представить культуру Галичины в Харькове, а в дальнейшем подобные проекты должны «сшивать» культурный ландшафт Украины, демонстрируя так называемым оппозиционным ее уголкам, что на самом деле сила нашей страны — в ее разнообразии. А культурные связи, которые устанавливаются между, казалось бы, непохожими ее регионами, идут и стране, и творчеству только на пользу.