Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тарас Шевченко и «оцифрованная» эпоха

Людмила ШЕВЧЕНКО: Непросто доносить до соотечественников, что наши светочи нам не навязаны, а что они вправду — цементирующая основа
1 ноября, 2011 - 19:18
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР УКРАИНЫ — ЧЕРКАСЩИНА — СОЕДИНИЛ СЕЛА МОРИНЦЫ, ШЕВЧЕНКОВО, БУДИЩЕ, ВИЛЬШАНУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАПОВЕДНИК «БАТЬКІВЩИНА ТАРАСА ШЕВЧЕНКА» / ФОТО C САЙТА SPUTNIK.CK.UA

В редакцию «Дня» Людмила Шевченко, директор Национального историко-культурного заповедника «Батьківщина Тараса Шевченка» приехала с действительно одухотворенным подарком —корзиной роскошных яблок из Шевченкового сада. Этой традиции уже много лет.

Рассказывая о 20-летии историко-культурного заповедника и подготовке к 200-летнему юбилею Тараса Шевченко, который страна будет отмечать в 2014-ом году, пани Людмила делится грандиозными планами относительно создания на родине Шевченко современного музейного комплекса и оценивает возможности местной туристической инфраструктуры.

— Кто благодаря школе, а кто благодаря семье — большинство из нас с детства хорошо знает «Садок вишневий коло хати», «Мені тринадцатий минало», «Тече вода з-під явора». Все эти произведения связаны с родиной Тараса Шевченко, с теми селами, где он родился, где прошли его детские годы, где он казачковал и откуда в 14-летнем возрасте пошел в мир, — говорит Людмила ШЕВЧЕНКО. — Села Моринцы, Шевченково, Будище и Вильшана объединены в Национальный заповедник «Батьківщина Тараса Шевченка». В следующем году будем отмечать его 20-ю годовщину. Хотя он уходит корнями в 1939-й год, когда в доме родителей Шевченко в Кереловке (в настоящее время — Шевченково) был основан литературно-мемориальный музей Кобзаря. Тарас Шевченко в течение всей жизни возвращался сюда мысленно, а приезжал только трижды, уже в зрелом возрасте. Для него эти места были олицетворением семьи. Ведь именно в Кереловке жили самые родные: дед Иван, братья Никита и Иосиф, сестра Ярина. В заповеднике работает экспозиция, созданная художником Анатолием Гайдамакой. Хотя создана она еще в 1999-ом году (к 185-й годовщине со дня рождения Шевченко), мы каждый раз отмечаем, что эта экспозиция — живая, наполненная содержанием и философией.

Убеждена, что каждый студент-филолог хотя бы раз за период обучения должен побывать на Родине Тараса Шевченко.

— Мне кажется, это касается не только филологов...

— Да, журналистов, историков, философов... Это святая обязанность людей, которые в будущем станут элитой нашего общества.

В целом, в Украине есть три ведущих музейных заведения, связанных с Тарасом Шевченко: Национальный заповедник «Батьківщина Тараса Шевченка» — место рождения Кобзаря, Шевченковский национальный заповедник в Каневе — усыпальница поэта и Национальный музей Тараса Шевченко в Киеве с полным собранием сочинений. Не нужно забывать и о других музеях, которые имеют собственную шевченкиану: Национальный центр народной культуры «Музей Ивана Гончара» (кстати, Иван Макарович Гончар был родом из этих краев), Музей книги и книгопечатания Украины (в их фондах — графика, экслибрисы к произведениям Шевченко, коллекция «Кобзарей») и много других краеведческих музеев, заповедников, которые тем или иным образом причастны к фигуре Кобзаря.

— Кроме 20-летия заповедника, приближается другой очень крупный юбилей — 200-летие со дня рождения Тараса Шевченко в 2014 году. Что вы думаете относительно празднования этой «круглой даты»?

— Если говорить о нашем представлении, то мы предлагаем создать целый музейный комплекс.

В частности, в селе Шевченково должен появиться культурно-художественный центр с современными мультимедиа, быстрым выходом в Интернет, возможностью проводить научно-практические конференции. К тому же, сегодня мы очень ограничены в площади, нет достаточного количества (а, по большому счету, вообще нет) выставочных залов. А «живой» музей — это обмен выставками, встречи с выдающимися людьми, другие мероприятия. Поэтому большие надежды возлагаем на появление в нашем заповеднике культурно-художественного центра. В селе Моринцы к воссозданному мемориальному комплексу, работающему сегодня, стоит добавить арт-галерею.

Одно из наиболее интересных мест в нашем заповеднике — это село Будище, где фрагментарно сохранено имение Энгельгарда, в котором был казачком Шевченко. Сегодня в этом помещении работает школа. Ее просто некуда отселить, поэтому мы не можем полностью задействовать это здание в своих музейных делах. Но надеемся, что представится случай освоить по крайней мере территорию, то есть парк, а также создать музей — своеобразный образец панской усадьбы тех времен, воспроизвести интерьер начала ХІХ века, который видел Тарас Шевченко, когда казачковал, а параллельно знакомился с живописью и классической музыкой. Это будет новое «прочтение» детства Тараса Шевченко, приближение к его эпохе с точки зрения сегодняшнего, «оцифрованного» времени.

Конечно, такой проект требует соответствующих капиталовложений, понимания и поддержки со стороны и государства, и инвесторов.

Надеюсь, к 2014 году будут приняты соответствующие программы, привлечено как можно больше посетителей. Здесь важно сказать, что возможности наших краян относительно приема гостей расширяются.

— Речь идет о возможностях зеленого туризма? Как с этим в шевченковских местах?

— Зеленый туризм в наших краях развивается еще не массово, но ростки есть. Например, в Моринцах это дело начали Вера Чепурная и Лидия Шлихта, создав усадьбы «Кобзарева колиска» и «Тарасові шляхи». Там все сделано с большим вкусом, с душой. Очень важно, что в частном бизнесе появляются такие элементы. Конечно, с австрийскими, немецкими семейными гостиницами (там это действительно семейный бизнес, который существует иногда более полутора столетий) наши сравнивать еще рано. Но принципиально важно то, что начало правильное, с верно расставленными акцентами.

В последнее время к нам активно обращаются киевские туристические фирмы. Они уже хорошо знают, например, Черниговщину, а вот Черкасщину только открывают. В целом, могу сказать, что на украинском рынке еще очень мало фирм работают именно во внутреннем туризме.

Кстати, возле нашего заповедника, в селе Водяники Звенигородского района вырос лыжный курорт. Это новый вид туристических услуг в центральной области страны, где сделано все профессионально, есть гостиницы, усадьбы, ресторанчики. Люди из южных областей едут туда набраться сил, полюбоваться пейзажами и посетить родину поэта.

Словом, в смысле инфраструктуры нам есть куда расти. И здесь также необходимо внимание со стороны государства.

— В течение последних 20 лет такие имена, как Тарас Шевченко, Леся Украинка пытались всячески переосмыслить. Очень часто — через так называемую десакрализацию. Дескать, они забронзовели, давайте их...

— ...осовременивать.

— Да, осовременивать. Что скажете об этих попытках?

— Конечно, время идет, но есть понимание определенной основы, фундамента, атлантов, которые держат над нами украинское небо. К этой когорте в первую очередь принадлежит Тарас Шевченко. И наша задача заключается в том, чтобы, прежде чем переосмысливать, понять его величину как Художника и Поэта.

В следующем году мы будем проводить Пятый юбилейный конкурс чтецов поэзии Шевченко. Традиционно предлагаем конкурсантам одно произведение для обязательного исполнения, второе — импровизированное чтение. Победителей определяет профессиональное жюри. С моей точки зрения, наиболее сильное произведение — «І мертвим, і живим, і ненарожденним...». Оно словно вчера написано. Тогда зачем в таком случае осовременивать Тараса Шевченко? Его нужно читать и пытаться понять.

К сожалению, непросто доносить до сознания, точнее до души соотечественников, что наши светочи не привнесены нам и не навязаны, что они вправду — цементирующая основа нашего бытия.

Для переосмысления Шевченко важно целостно понять контекст, в котором он формировался и как личность, и как художник. Лично я, побывав в Италии и Санкт-Петербурге, по-новому посмотрела на Шевченко через творчество и фигуру Карла Брюллова. Брюллов был человеком-триумфатором. В свое время царь в принудительном порядке вернул его из Италии в Россию. В то время он уже был прославленным автором «Последнего дня Помпеи» (а это огромное полотно 6 на 4 метра!). Брюллов был действительно величественным человеком — и по происхождению, и по содержанию своей жизни, и по технике живописи — в смысле творческом он не разменивался по пустякам, а видел основное. В своей среде Брюллов был «коронованной особой». И этот человек в Тарасе Шевченко, крепостном парне, видит Личность! В конечном итоге, он не только принимает участие в выкупе Шевченко из крепостничества, но и зачисляет в когорту своих учеников, дает пристанище в собственном доме. Они много общаются, он учит его живописи. Мы попробовали с точки зрения ТАКОГО контекста посмотреть на Тараса Шевченко и именно через ЭТУ призму рассказать о нем школьникам и студентам, подготовив лекцию-выставку «Маэстро Брюллов».

Постоянно выясняют: Шевченко сильнее как поэт или как художник? На самом деле он силен в обеих ипостасях. Но не нужно забывать, что по профессии он все же художник. И в этой среде Шевченко был в авангарде. У него на полотнах появляется солнце, ветер — импрессионистические мотивы, но в конечном итоге ему просто физически не хватило времени развить эту линию. Всего-навсего 47 отведенных земных лет. 10 из них — ссылка. Кстати, казахи могут также причислять Шевченко к своим художникам. Во время ссылки он создал много портретов (не говоря о пейзажах).

Было бы лукавством утверждать, что Шевченко сегодня в мире не читают. Но хотелось бы, чтобы его не только читали и интерпретировали, а поняли, постигли душой. Это была его воля.

Мария ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ