Как рассказать о красоте ее картин, их уюте, мерцающей тайне — тайне звезды, ночи, детства, сказки, далeкого зажжeнного окна или цветного фонарика, бенгальского огонька, светлячка в летней траве? Дар Елены Духневич был даром видеть — и преображать, он состоял из очень счастливого и гармонического соединения двух противоположностей: вкуса к точной (реальной) детали и возможности идти, от этой детали оттолкнувшись, вверх или вглубь — согласно сюжету и замыслу. Иначе говоря, талантливая художница обладала одновременно и острым глазом, и мудрым сердцем. Но Елена прожила очень мало — неполных 29 лет...
Ещe во время учeбы, когда надо было сделать что-то на тему «Разные профессии», Елена Духневич выбрала зимний вечер, старинный кирпичный дом, маленькая пристроечка к нему, а в ней — «Ремонт обуви», и в освещенном окне — старый сапожник, чрезвычайно похожий на доброго волшебника. Ситуация реальная и всем знакомая — тем более, что за маленьким домиком поднимаются высотки, в которых тоже уже загораются окна... Но у Елены Духневич вышло что-то очень похожее на начало самой настоящей сказки — потому что кто-то обязательно заглянет к мастеру, который почему-то засиделся сегодня за работой, и этот визит станет началом удивительных и захватывающих приключений... Иногда мне кажется, что я знаю уголок Киева, вдохновивший Елену Духневич на эту историю.
Она проиллюстрировала огромное количество детских книг, нарисовала множество открыток, занималась плакатом, а ещe — живописью и даже трикотажем. Всю жизнь она была неутомимой труженицей. Но сложилось так, что лучшее из сделанного Еленой Духневич — это еe предпоследние и последние работы, и прежде всего — «Театралка», цикл иллюстраций к сказке Ремизова «Зайка», а также загадочная, созданная «для себя» (и, как оказалось, только для себя), «Сказка о художнике». Все — виртуозные, ювелирно-изысканные, они, однако, обладают совершенно разным «настроем».
«Театралка» — забавная, но и какая-то ретро-элегантная история про жирафу, модницу и тонкую ценительницу театра, которая собиралась на спектакль так долго, что спектакль этот успел уже и закончиться.
Иллюстрации к сказке Ремизова кажутся драгоценными миниатюрами — так увлеченно и тщательно создавала Елена Духневич и домик, в котором обитает барышня-Зайка вместе со своим опекуном котом и прочими домочадцами, и еe нарядное платьице и шляпку, и волшебное озеро, в котором Зайка в каждом своeм сне пытается поймать золотую рыбку. Кроме того, причудливая поэтика этой удивительной истории, где действует немалое количество абсолютно фантастических созданий, которых можно себе представить только по именам и всегда необычным чертам характера, стала для Елены Духневич поводом начать собственную игру — или, вернее, рассказать собственную сказку. Иллюстрации создавались на даче. С еe веранды увидела художница свой полный красот — днeм и опасностей — ночью лес, а нужные персонажи — цветы, насекомые, птицы, животные — сами являлись позировать в нужный момент. В свой срок появилась и кошмарная Ведьма...
Что же касается «Сказки о художнике», то от неe, кажется, только и осталось, что два чудесных разворота — с иллюстрациями и текстом, написанным от руки и украшенным многочисленными узорами — и даже маленькими дополнительными иллюстрациями. Автором этой сказки была, вероятно, сама Елена Духневич, и вряд ли она планировала когда-нибудь еe издавать — ведь даже «Зайка» так и не была издана. Впрочем, такая безнадeжность имела и свои положительные стороны — художница могла работать (и работала) исключительно ради абсолюта. Кто знает — может быть, еe «Сказка о художнике» не дописана именно поэтому. А во фрагменте, который сохранился, рассказывается о Художнике, который жил в Городе. Город был прекрасным, но — совершенно белым, и Художника это немного огорчало, и потому он выходил гулять только по вечерам, когда в окнах домов появлялись огоньки. Потом что-то произошло — что именно, мы не узнаем уже никогда. Но как-то утром Художник проснулся — и вдруг увидел, что Город стал разноцветным — как радуга или хвост павлина...