Громкое анонсирование постановки оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос» в Национальной опере еще осенью прошлого года, амбициозная уверенность молодого и уже титулованного главного режиссера театра Анатолия Соловьяненко настроили музыкальные круги на перспективу получить культовый спектакль. И вот, наконец, состоялась премьера. Зрители стали свидетелями аншлага и шумного экстаза публики (от аплодисментов и возгласов «браво» до свиста).
Решение возобновить постановку одного из самых масштабных шедевров Верди — «Дона Карлоса», который уже почти 15 лет как сошел со столичной сцены, — стало не просто ответственной инициативой режиссера, а в первую очередь проектом, связанным со многими постановочными сложностями и рисками. И главный среди них — не стать заложником исполнителей, на которых режиссерская «коллегия» делает ставку. А стоит напомнить, что «Дон Карлос» — опера с достаточно сложной сценической биографией, которую неоднократно пытался корректировать еще при жизни сам автор: слишком монументальная (продолжительность звучания более четырех часов!), с привлечением большого количества участников, масовки, в том числе хоровой (до 200 человек!), а главное — обязательное наличие шести первоклассных, равноправных по сценической и вокальной нагрузке голосов — двух басов, тенора, баритона, сопрано и меццо-сопрано. Оперная партитура испытала немало «перекраиваний» — от начальной пятиактной версии для Парижской Гранд-опера до четырехактной (итальянской), которая в нынешней трактовке А. Соловьяненко довольно компактно уложилась в три действия.
Следует отметить, что у многих из собравшихся на премьере был еще, так сказать, «на слуху» вариант постановки вердиевского шедевра, осуществленного по немецким лекалам Киевской оперой в 1985 г. Тогда постановку воплотила в жизнь плеяда легендарных художников — сценограф Федор Нирод, режиссер Дмитрий Смолич, хормейстеры Лев Венедиктов и Владислав Згуровский. Звездный состав выдающихся певцов — Гизелы Циполы, Светланы Добронравовой, Галины Туфтиной, Валентины Кочур, Валентины Реки, Людмилы Юрченко, Анатолия Кочерги, Валентина Пивоварова, Василия Третяка, Анатолия Мокренко, Владилена Грицюка и многих других солистов — обеспечили долгую (более 10 лет) жизнь этого спектакля на столичной сцене.
Нынешняя версия «Дона Карлоса» поразила, прежде всего, своей зрелищностью и исторической достоверностью, на чем, собственно, и базировалась режиссерская концепция постановки. Бережно продуманная барочная избыточность декораций, великолепие и роскошь сценического оформления, благородная игра цвета в костюмах главных героев (художник Мария Левитская) сразу сконцентрировали внимание зрителей на визуальной стороне спектакля, погрузив собравшихся в атмосферу Испании XVI века с ее тогдашней безоговорочной властью феодальной монархии, кровавого и безнаказанного террора инквизиции (ее олицетворяет Великий инквизитор), которая безжалостно давит личные судьбы главных героев — инфанта испанского Дона Карлоса, безумно влюбленного в свою мачеху — Елизавету Валуа, жену отца — короля Филиппа II, который страдает от ревности к сыну, и в то же время боится потерять трон; маркиза ди Позы, пылкого патриота и преданного друга Дона Карлоса; страстной принцессы Эболи, которая становится заложницей своей любви и придворных интриг. К удачным сценическим эффектам следует добавить применение новейшей световоспроизводящей техники, которая поразила публику реалистичностью охваченной пламенем сцены казни еретиков. Впрочем, не обошлось и без неожиданностей: общий аскетический колорит католического храма в сцене аутодафе внезапно резанул глаз роскошным золотым иконостасом явно православного происхождения. Нельзя обойти и несоответствие тексту бегущей строки, где идет речь о цветах в саду (место встречи влюбленных инфанта и королевы), сценическому оформлению — трем черным стволам деревьев без всякого намека на цветы...
И все же, абстрагируясь от сценического антуража, не забываем, что идя на оперный спектакль, стоит вспомнить манифест самого Верди, который говорил: «Голос и мелодия для меня всегда будут самыми главными!» Главными компонентами оперного спектакля остаются они и для современного слушателя. Так что же сохранила память после премьеры «Дона Карлоса» в плане вокала? В первую очередь — роскошные, поражающие мощной энергетикой толпы хоровые сцены, монолитное и мощное звучание хора — динамичного в сценическом движении коллективного персонажа. Они заставляли с благодарностью угадывать руку мастера — почерк многолетнего главного хормейстера оперы Льва Венедиктова, школу которого унаследовал его преемник — хормейстер-постановщик хоровых сцен Богдан Плиш.
Зато ожидание итальянского бельканто солистов (учитывая еще и тот момент, что опера ставилась на итальянском языке) оправдалось только частично. Пестрое и довольно неоднозначное впечатление оставили о себе исполнители главных партий. Высокая вокальная культура исполнения партии принцессы Эболи в сочетании с роскошным тембром, актерской пластикой, природной эффектной внешностью сделали Анжелину Швачку реальной доминантой сцен с ее участием. Тембрально насыщенная кантилена Швачки-Эболи очаровала интонационной гибкостью, бархатной окрашенностью, отшлифованностью каждой вокальной фразы.
Почти безукоризненный вокал, красивый тембр, совершенная артикуляция, свободное «оперирование» голосом на всем диапазоне в сочетании с чисто итальянским темпераментом, логичным сценическим поведением в мизансценах с партнерами сделали исполнителя роли Родриго, маркиза ди Позы — Геннадия Ващенко — одним из самых убедительных участников премьерного показа.
К сожалению, ни один из исполнителей титульной партии Дона Карлоса — ни Сергей Пащук, ни Андрей Романенко (второй премьерный спектакль) — не оставил желаемого целостного впечатления от своих интерпретаций образа центрального героя. Этому в первую очередь мешало и временами резало слух несколько «прямолинейное», иногда откровенно форсированное пение, особенно у Романенко. Вообще, тенденция к форсированию звука в известной мере препятствовала многим исполнителям в обоих премьерных спектаклях. Частично не обошла она и опытную, зрелую певицу Татьяну Анисимову, обладательницу красивого, полнозвучного сопрано (в партии Елизаветы), звучание голоса которой (очевидно в результате такой ошибочной практики, к сожалению, превалирующей в современном отечественном вокальном исполнительстве) начало испытывать приметы интонационной «расшатанности». Такие же досадные признаки «качки» были замечены и в выступлении Виктории Ченской — обладательницы красивого, но небольшого по силе голоса. Вместе с тем сценический образ Елизаветы, созданный этой исполнительницей, подкупал благородством пластики и последовательностью в раскрытии психологических трансформаций ее персонажа.
Не поразили и исполнители ведущих мужских ролей — короля Филиппа (Сергей Магера) и Великого инквизиторства (Тарас Штонда, который, кстати, пел эту партию в обоих премьерных показах). Самая сложная, одна из вершин оперного басового репертуара партия Филиппа требует от певца не просто совершенного владения своим голосом на всем большом диапазоне, не только способности убедительно воспроизводить самые тонкие градации противоречивых психологических состояний героя, но главное — умения подчинять весь арсенал певца изображению трагедии личности — комплексу жестокого правителя, одинокого мужчины, покинутого отца. В исполнении Магеры образу Филиппа явно не хватало внутренне аккумулированной, едва сдерживаемой экспрессии, необходимой актерской убедительности, не способствовал раскрытию его характера образа и глуховатый басовый тембр певца. Зато новыми, свежими красками заиграл этот ключевой персонаж оперы в исполнении молодого певца Сергея Ковнира. Обладатель красивого полнозвучного на всем диапазоне колоритного баса, Ковнир отошел от сценического стереотипа старого и немощного короля, и скорее уподобился исторической фигуре Филиппа, которому было всего 32 года и который, таким образом, был почти ровесником певца по этой роли. Противоречивое впечатление оставила и трактовка образа Великого инквизиторства Т. Штондой. Аплодисменты, которые сопровождали его выступление, воспринимались, скорее, как вознаграждение за его своеобразный «бренд» — одного из ведущих басов украинской сцены. В то же время глубокий тембр его голоса скорее подходит героико-эпичным персонажам русских опер — Борису Годунову, Сусанину, Пимену и т. д., чем отвечает образу жестокого слепого старца-инквизиторства, тембр которого должен бы быть наполнен «металлом», выделяться большей обертоновой рельефностью и дополнительной чеканной артикуляцией.
Не всегда убедительно воспринимались отдельные мизансцены, особенно в диалогах Дона Карлоса и Родриго. Искусственным, слишком «дерганным» казалось излишне суетливое сценическое поведение солистов в обоих премьерных показах. Это заставляло их постоянно искать дополнительной визуальной поддержки у дирижера. Недоставало свободы и раскованности в сценической игре Т. Пиминовой (Эболи), которая так же пыталась держать в поле зрения дирижера. Определенная «зажатость», «жесткость» ее голоса, особенно в верхнем регистре, мешала развивать пластичный рисунок роли, гибко следовать изменениям в характере и действиях ее персонажа.
После просмотра двух премьерных постановок «Дона Карлоса» поневоле возникла мысль: не стоило ли объединить в одном спектакле своего рода «сборную» исполнителей, укомплектованную из лучших солистов обоих составов исполнителей с равноценным вокалом и одним уровнем сценического мастерства?
Может быть, уже пришло время поставить вопрос: стала ли эта премьера «Дона Карлоса» этапной версией знаменитого шедевра Дж. Верди яркой страницей творческой биографии коллектива Национальной оперы Украины?
«Координатором» всех звеньев сложного механизма оперного спектакля стал дирижер Николай Дядюра. В целом оркестр продемонстрировал толерантное отношение к солистам, не заглушая их голоса. В то же время именно оркестровые массивные звучания в картинах массовых сцен при участии хора способствовали сохранению широкого фрескового «мазка», что имел в виду сам композитор во время создания этого оперного полотна.
Ныне в кулуарах театра продолжается процесс постпремьерного обмена мнениями, не стихают и споры относительно постановки, а это свидетельство того, что к судьбе оперного жанра и сегодня не безразлична определенная часть украинского общества. И что в условиях определенных реформаторских мероприятий, разработки творческих стратегий, определенного изменения алгоритма музыкально-театральной режиссуры, соответствующей коррекции специфики существующих оперных шаблонов согласно требованиям нашего динамичного времени, осовременивания репертуара в соответствии с его запросами (возможно, акцентирования внимания на постановках камерных опер, фарсов, которые всегда легко воспринимаются публикой), Национальная опера будет не только оставаться берегиней отечественных традиций оперного искусства, но и станет настоящим локомотивом современного оперного исполнительства на мировой культурной арене. Очевидно, сегодня не мешало бы разработать и новую стратегию финансирования и популяризации оперного жанра. Возможно, следует присмотреться к поучительному опыту легендарного театра «Ла Скала», который элегантно идет навстречу музыкальным вкусам демократических слоев меломанов, предлагая билеты на генеральный прогон спектакля по цене 10 евро. Зато цена билета на премьеру, которую посещает весь бомонд Милана, достигает уже 2500 евро.
Показательно, что в этом году наша соседка — Россия — присоединилась к мировому содружеству, получив право трансляции оперных спектаклей из Метрополитен-опера в залах кинотеатров... Может, и нам нужно перенять хороший опыт и постепенно расширять круг почитателей высокого оперного искусства?
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Раиса БОГАТЫРЕВА, вице-премьер-министр Украины, министр здравоохранения:
— Драматургия оперы глубокая, прекрасная классическая музыка, очень ярко представлены декорации, даже детали выписаны таким образом, что можно почувствовать, что события происходят в эпоху XVI века, о которой идет речь в спектакле. Замечательно выступили наши исполнители, многие из них — звезды мирового уровня. Впечатлений от этой масштабной оперы положительные. Поздравляю всех участников с премьерой!
Михаил РЕЗНИКОВИЧ, художественный руководитель Театра им. Леси Украинки:
— Хорошо, что премьера состоялась. Меня поразил тот замечательный прием, который был оказан зрителями постановщикам этого достаточно продолжительного спектакля. Тема, поднятая Шиллером в драме «Дон Карлос, инфант Испанский», гениально воплощенная в опере Верди, и ныне остра, поэтому взволновала нашу публику. Мне понравились три вещи: замечательная сценография и костюмы Марии Левитской, достоверно отражающие эпоху Испании XVI века (очень сложного исторического периода — безжалостной борьбы католиков и протестантов); классика — бессмертна, а остросоциальные темы, поднятые в опере, понятны сегодняшнему зрителю; а из исполнителей хочу отметить двух солистов, которые блестяще справились с вокальными партиями и проявили себя как драматические актеры, — Анжелину Швачку (Эболи) и Тараса Штонду (Великий инквизитор)...
Евгений САВЧУК, художественный руководитель капеллы «Думка»:
— Коллектив Национальной оперы взялся за очень сложное произведение. Я поздравляю команду постановщиков и исполнителей с премьерой! Юбилей Джузеппе Верди будем праздновать в следующем году и к этому событию в репертуаре театра уже есть новинка — опера «Дон Карлос». Безусловно, — гениальный композитор и его произведения украшают афиши всех оперных театров мира. Каждый режиссер и дирижер по-своему ставит, а пройдут годы, будут все новые и новые варианты прочтения этой классики. На киевской сцене это уже не первое обращение к опере «Дон Карлос». Я хорошо помню версию режиссера Дмитрия Смолича, дирижера Олега Рябова, хормейстера Льва Венедиктова, художника Федора Нирода, когда главные партии исполняли ведущие вокалисты, в частности Анатолий Кочерга (Филипп II), Владимир Федотов (дон Карлос), Иван Пономаренко (маркиз ди Поза), Гизелла Ципола (Елизавета Валуа), Людмила Юрченко (Эболи), Богдан Гныдь (Великий инквизитор) и другие. Сегодня можно соглашаться и не соглашаться с новой трактовкой оперы, которую представила команда (Анатолия Соловьяненко, Николая Дядюры, Богдана Плиша и Марии Левитской), отметить хорошее звучание хора, дорогие костюмы или высказывать какие-то претензии к солистам или музыкантам, но самое главное, что все они выполнили огромную творческую работу. Хорошо, что лучшие образцы мировой классики есть в афише театра. Но у меня вопрос к руководству Национальной оперы: когда же театр пригласит на премьеру украинской классики? Потому что сегодня в репертуаре лишь несколько произведений, которые давно пора по-новому поставить, и идут они крайне редко! Нужно пропагандировать свое, национальное, и это должно стать приоритетным на главной оперной сцене нашего государства.
Фабрицио РОМАНО, посол Италии в Украине:
— Прекрасно, что в Украине, на главной оперной сцене вашей страны, поставлен шедевр итальянской и мировой классики. Опера «Дон Карлос» — очень сложное произведение, и поэтому не многие коллективы ныне обращаются к этому сочинению Верди. Хорошо прозвучал оркестр и хор. Мне как меломану было приятно услышать в киевском театре великую музыку Джузеппе Верди. В следующем году поклонники творчества великого маэстро будут отмечать юбилей композитора, и надеюсь, что мы проведем совместные акции, посвященные памяти великого маэстро не только в Национальной опере Украины, но и в филармонии.