«День» уже писал о поддержке известной украинской актрисой и общественным деятелем пленных украинских моряков — в частности во время благотворительной выставки «Возвращение Домой» (см. материал «Большой экипаж в «Косом капонире» в «Дне» № 36 от 26 февраля). Во время этой встречи мы воспользовались случаем задать Римме Анатолиевне несколько актуальных вопросов.
«МЫ ПРОЖИВАЕМ ЭТО... НА СЕБЕ»
— Если оглянуться на недавние события, скандалы вокруг так называемых артистов, ваш пример, что каждый должен самоопределиться: где он и с кем?
— Конечно. Какое же ты право имеешь выходить на сцену, говорить высокодуховные тексты и учить кого-то, если у тебя в душе пустота. Я не могу спокойно засыпать и просыпаться, пить кофе в тепле и уюте, понимая, что кинорежиссер Олег Сенцов в тюрьме, знать, каким издевательствам подвергается Эдем Бекиров. Что здесь все против законов природы, против законов международного права. И если я могу помочь... хоть как-то, хоть чем-то — я помогаю.
— Какова сила власти деятелей искусства в способности прорвать блокаду?
— Не думайте, что мы способны больше сделать, чем политики. К сожалению. Но мы как будто проживаем это все в себе, на себе. Каждым нервом и клеточкой. Я знаю, психологически ты не можешь раскисать, когда у людей беда. Потому что когда человек ждет поддержки, а ты еще подходишь со своими слезами, это не добавляет сил. И начиная с Майдана. Потому что ты задумываешься над тем, что происходит, и осознаешь, что ничего от тебя не зависит... что ты просто, как капелька в этом океане. Кто-то имеет какие-то сценарии, кровавые сценарии — как у Путина, который дьявольски потешается над всем. И на него же не влияет ничего! Ни письма матерей, ни слезы, ни обращения, ни сообщество, ни санкции. Ну ничто!
— Вам удается перезарядиться в искусстве, когда выходите на сцену? Где для вас то Стусовское «само собой наполнение»?
— У нас есть такой спектакль «Восток-Запад» в театре «Актер». Пьесы, которые написаны детками с Востока и Запада. И каждый раз мы в финале выходим с табличками «#FreeSentsov», каждый спектакль. Возможно, после прекращения им голодовки кто-то и забыл об Олеге. Но мы все равно, каждый раз — как напоминание. То есть сцена — это способ некой национальной перезарядки...
«ЕСТЬ ТЕ, КТО ЖИВЕТ В УКРАИНЕ, А ЕСТЬ ТЕ, КТО ЖИВЕТ В ОКРАИНЕ»
— А когда кто-то со сцены кричит о том, что артист должен развлекать, отвлекать и даже — простите — что-то там забывать... забывать надоедливую и изнурительную будничность? Как вы на это реагируете?
— Вот почему я не принимаю участия хотя бы в элементарных развлекательных комедиях? Потому что не могу осмелиться. Есть предложения, приглашения ездить по стране, показывать комедийные спектакли. Но по моему мнению, искусство театра должно будить душу. Нет, не политические спектакли ставить, не лозунги. Артист искусством должен не позволить человеку превращаться в инфузорию. Ни один артист не считает себя инфузорией! Даже профнепригодный. Который ни петь, ни танцевать, ни ходить по сцене не может.
Столько же шума вокруг национального отбора на Евровиденье. Зачем раскручивать эту спираль грязи? Если в конце концов все начинается с морали, с личного ее осознания. Что правда все равно станет явной, все дела, действия возвращаются бумерангом. Если тебе Бог-творец дал творчество, дал способность творить, талант, ты ответственен за него. Ты должен служить той земле, на которой ты родился. Да, кому-то это пафосно! Но не понимать в настоящий момент, что происходит в стране?
И мне страшно... Потому что в одной стране у нас есть несколько стран... Есть те, кто живет в Украине, а есть те, кто живет в Окраине, как придаток какой-то другой страны. Этот комплекс неполноценности. Все творцы, которые становились настоящими творцами в мире, были всегда личностями!
— Какое место в вашей жизни занимает политика и участие в предвыборном ажиотаже?
— Я не за конкретного кандидата, а конкретно за человека, ответственного за себя и за все вокруг него. По моему мнению, нам, украинцам, нужно обратить внимание больше на себя, а не на президентов и депутатов, которых мы во всем обвиняем. Больше задавать вопросов и больше придирчивости к себе. Потому что мы обвиняем во всех грехах — от нечищеных дорог до отсутствия лампочки в собственном подъезде — Президента. Но что сделал для страны ты? В каждом месте в настоящий момент, в конце концов, проходят открытые общественные слушания о бюджете. Вы можете пойти и послушать, можете сказать свое слово, даже выйти с одиночным пикетом, если вам что-то не нравится. Потребительская позиция меня удивляет. Потому что целое поколение выросло в независимой стране, а ментальность осталась советской — мне все должны, мне кто-то что-то должен дать. Следующие выборы будут, как лакмус общества. Кто за чем гонится, и у кого какой уровень адекватности мысли.
— Если общество откровенно травит артиста за определенную симпатию политическую, это значит, что оно до сих пор находится на уровне ребенка? Нам недостает уважения, культуры, в конце концов — самоуважения?
— Мы не умеем уважать мнение друг друга. Потому что то, как набросились на Ирму Витовскую, на Аду Николаевну Роговцеву... Критиканы и крикуны, ну где вы, а где Роговцева? Гениальная актриса, легенда, она для искусства Украины сделала больше, чем все вместе писаки в соцсетях, которые унижают Аду Роговцеву. Которая постоянно на передовой со спектаклями и концертами! Она отказалась от любых кино-театральных проектов в России, откровенно еще с прошлого Майдана выражает свою позицию. В России на нее даже открыли уголовное дело из-за поддержки АТО. И этого человека кто-то осмеливается упрекать в продажности? Эти примитивные скандалы в «Фейсбуке» — это ужасно. Ирме Витовской, моей коллеге, за то, что она была на форуме Порошенко и выставила фотографию с Президентом, начали писать потоками оскорбления и гадости. И для меня настолько это странно, потому что это те же люди, которые стояли рядом с ними на Майдане, ради общей цели и общих идеалов. И те же теперь готовы чуть ли не убить, затравить. Не там вы, господа, продажных ищете!
— В той деятельности, которую вы осуществляете, — общественной работе, культурной, — чего недостает?
— Я называю это массовое невежество — комплексом неандертальства. Это отсутствие общей культуры, не то, что знания тонкостей. Особенно, когда ты занимаешься профессионально именно культурой. Странно, когда ты называешь фамилии известных мастеров, а журналист делает квадратные глаза. Когда я работала на UA: Первом, у меня была программа «По обіді шоу». И к каждой теме, программе, обязательно готовилась сама, несмотря на то, что был замечательный редактор. Я понимала, если люди будут говорить об энергосбережении, теплокредите, я должна все это знать. Если ко мне приходят военные, вынужденно перемещенные лица или те, кто потерял работу, я должна быть подготовленной к общению.
«РЕАКЦИЯ ЗРИТЕЛЯ ДЛЯ МЕНЯ, КАК ЛАКМУС»
— Вам больно, когда подбегают молодые почитатели творчества и реагируют на ваши спектакли, деятельность на русском языке?
— Языковой вопрос более глубокий и более сложный. Мы оправдываем, что на фронте есть разноязычные люди, и разнонациональные. И есть русскоязычные люди, которые делают намного больше, чем украиноязычные. Я сама это наблюдаю. Но молодые люди, которые имели возможность учиться в школах на украинском, должны понять, что они ответственны перед родным языком. За то, чтобы он был! И это просто неуважение не переходить на язык того человека, который к тебе обращается. Особенно, когда язык государственный. Отсутствие сознания и воспитания, но прежде всего — самоидентификации.
— Чувствуете ли вы запрос общества на совет в культуре?
— Могу говорить только о театрах Киева. Запрос увеличился — именно после Майдана. Теперь билеты на спектакли раскупают заранее. В моем Молодом театре вечером перед самим спектаклем купить билеты трудно. Но я не за количество — за качество, суть, за умного, компетентного, заинтересованного зрителя. Знаете, есть спектакли, в которых я играю много лет. И реакция зрителя для меня, как лакмус, где я могу почувствовать уровень. Смех, аплодисменты или мертвое молчание. Качество не в позитивную сторону — люди измельчали. Есть один интересный момент в пьесе «Дядя Ваня» А.Чехова, где пьяный Астров говорит Войницкому: «Женщина может быть другом только в такой последовательности: сначала приятель, потом любовница, а потом уже друг». И когда после этого ты слышишь безумный резкий смех и аплодисменты: понимаешь, что что-то не так с этим зрителем, что контакт потерян... культурный, интеллектуальный. И не имеет значения, что полный зал. Юмор всегда определяет уровень интеллекта, глубину эрудиции как-никак. Считаю, что «95 квартал» сыграл негативную роль в том, что снизил уровень юмора. Потому что Чехов писал пьесы, которые определял как комедии. Но какой юмор, какая утонченность!.. Скажи, что для тебя юмор, — и я скажу, кто ты.