Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Театр и провинция

8 декабря, 2006 - 19:48
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ЛИСА И ВИНОГРАД»

В Украине есть города, которые, утратив статус административных центров, лишились и профессионального театра и даже помещений, пригодных для его работы, — Каменец-Подольский, Умань, Кременчуг…

Казалось, театральные традиции в них отошли в далекое прошлое — что тут говорить, если в областных центрах вроде Хмельницкого, Житомира или Ужгорода уважаемые коллективы с вековой историей переживают не лучшие свои времена…

Театр и современный город — это вообще проблема: слишком много неотложных дел и всевозможных развлекательных искушений у сегодняшних потенциальных зрителей, особенно когда они сызмальства к посещению представлений не привыкли (нынешние аншлаги в Киеве — еще не показатель, хотя тенденция обнадеживающая). Но — перефразируя классика — «если театры открывают, значит, это кому-нибудь нужно?» Тем более, когда это происходит «снизу», по собственной инициативе, а не по указанию «сверху» под какую-нибудь очередную предвыборную кампанию.

В данном случае инициатива принадлежит Сергею Сытнику, актеру по первому образованию (Днепропетровское театральное училище) и театроведу по второму (Киевский театральный институт им. И. К. Карпенко-Карого): после десяти лет работы во Дворце культуры — с новогодними елками, профессиональными праздниками и другими культмассовыми мероприятиями (что, конечно, свободному творчеству не способствует) — он рискнул уйти «в никуда», на свободные хлеба, и зарегистрировал общественную организацию «Кременчугский Троицкий театр». На резонный вопрос, почему именно «Троицкий», отвечает: это и «ссылка» на Троицкий народный дом в Киеве, где, как известно, в 1907 г. открылся первый на Левобережной Украине стационарный драматический театр под руководством М. Садовского; и намек на основополагающую триаду любого театра: драматург — актеры, режиссер, художник — зритель; и определенный духовный вектор.

Действительно, программа действий у театра серьезная: качественная, проблемная драматургия, целенаправленная работа со зрителями, причем не только в Кременчуге, но и в соседних Комсомольске, Александрии, Светловодске, Миргороде… А чтобы крепче «подсадить» публику на театр, на каждое представление родителей обязательно приглашают с детьми, да еще и привозят детей из детских домов — и за этим не только благотворительность, но и трезвый расчет: воспитание будущего постоянного зрителя, работа на перспективу.

В первом спектакле театра — «Лиса и виноград» — по сложной, с элементами трагифарса и философски окрашенным конфликтом пьесе Г. Фигейреду «Эзоп», тоже все «по-взрослому»: два акта, масштабные декорации (хотя греческие колонны с позолотой и склеены из бумаги), костюмы, реквизит, музыка, свет… Это не просто какая-то разовая постановка любительского театра — на нескольких стульях с концертным оформлением, — а полноформатный театральный спектакль.

Конечно, непрофессиональным актерам, несмотря на всю их самоотдачу и немалый уже опыт (так, Владислав Мишун еще 10 лет назад играл у Сытника Щелкунчика в новогодней сказке, а теперь «дорос» до древнегреческого философа Ксанфа), трудно на сцене соответствовать профессиональному уровню их руководителя, который рядом играет Эзопа. Но представьте себе вполне современных, абсолютно земных, нормально адаптированных в социуме молодых людей (некоторые даже с престижными дипломами), которые после работы репетируют, влезают в «шкуру» каких-то доисторических персонажей (казалось бы, «что им Гекуба»?!), а также клеят, вяжут, собирают-разбирают, да еще и билеты продают… Причем все это — бесплатно: цена билетов сугубо символическая (5—8 гривен), аренда же, соответственно, дорогая, да еще и костюмы пошить, и музыку записать… Так что пока все за свой счет плюс беготня по инстанциям, выпрашивания, уговоры… Снова, как и везде в нашей стране, это всем надо, но никому не нужно.

Начинать такое дело на таких условиях, фактически с нуля — полное безумие, особенно с современной прагматической точки зрения. Но и корифеи отечественного театра когда-то так делали; и Мольер, которого Сытник и его команда, кстати, сейчас репетируют, тоже много лет с своими актерами путешествовал по провинции чуть ли не на повозках… Можно возразить: мол, времена тогда были другие. Но на самом деле времена всегда одинаковые — особенно что касается такого универсального творения человечества, как театр.

Конечно, масштабные планы Сергея и его единомышленников относительно расширения трупы, получения профессионального образования, постепенного перехода на профессиональные рельсы сегодня выглядят несколько фантастичными: как говорится, «нам бы день простоять да ночь продержаться». Но дорожным указателем здесь может быть пример Павлоградского театра им. Б. Захавы: его история насчитывает несколько десятилетий, последнее из которых он работает уже в профессиональном статусе как городской репертуарный театр.

…На презентации Сергей Сытник посоветовал зрителям сохранить использованные билеты — чтобы когда-нибудь прийти по ним в настоящий профессиональный Кременчугский Троицкий театр. Может, и правда так будет?

Анна ЛИПКИВСКАЯ, специально для «Дня», Киев — Кременчуг — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ