Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Театр как «кардиограмма» общества

В столице состоялась церемония награждения нынешних лауреатов престижной премии «Киевская пектораль»
26 марта, 2018 - 18:24
СПЕКТАКЛЬ «12 НОЧЬ, ИЛИ ЧТО ЗАХОТИТЕ» (КИЕВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ ДНЕПРА) ПОЛУЧИЛ ДВЕ «КИЕВСКИЕ ПЕКТОРАЛИ» — «ЗА ЛУЧШИЙ КАМЕРНЫЙ СПЕКТАКЛЬ» И «ЗА ЛУЧШУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ КОНЦЕПЦИЮ» / ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

Напомним, что в конкурсе принимали участие 20 театральных коллективов столицы (кроме Молодого театра и Национального театра русской драмы им. Леси Украинки, дирекция которых решила сделать «пекторальную паузу»), были представлены 47 спектаклей (большой сцены — 13, камерной — 22, музыкальные — 7 и детские — 5). Уже второй год подряд лучших из лучших выбирает переформатированная экспертная группа (в этот раз это было 29 человек), в которую вошли представители театров (руководители литчасти, режиссеры, актеры, дирижеры, руководители коллективов и заместители), театроведы и журналисты. Дирекции театральных коллективов сами выдвигали постановки, которые считают достойными получения премии (но не более четырех из репертуарных новинок).

После просмотра спектаклей каждый из экспертов внес свои предложения, а члены Оргкомитета подвели итоги и назвали тройки в каждой из номинаций плюс еще были добавлены три премии от Оргкомитета «Киевской пекторали» («Событие года», «За весомый вклад» и специальная премия).

В этом году торжества провели в новом здании Театра на Подоле. Надо отметить, что все 26 лет после основания «Киевской пекторали» этого события ждут все, кто любит театральное искусство.

«ПРЕДЧУВСТВОВАТЬ, ДИАГНОСТИРОВАТЬ И ПРЕДРЕКАТЬ»

— Театр имеет три замечательных инструмента, ипостаси и задачи — это предчувствовать, диагностировать и предсказывать те процессы и настроения, которые есть в настоящее время в обществе. Можно сказать, что особенность сезона 2017—2018 гг. выявляет абсолютно другое качество театра, — считает Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, председатель правления Киевского местного творческого отделения Национального союза театральных деятелей Украины. — Сегодня нет спектаклей, которые только развлекают публику или только что-то декларируют, оставляя поверхностный смысл, так же сейчас нет постановок, которые провозглашают лишь лозунги и прочее. Сегодня театральные коллективы вернулись к размышлениям о смыслах каждой минуты существования человека. Можно констатировать, что появилось много спектаклей, где особая, даже нервная природа существования артистов на сцене, иногда даже можно услышать элементы истерии (в определенных постановках), но при любых признаках внешних, эмоциональных «кардиограмм» — главным все же остается содержание, координация человека и с тем, что сегодня происходит в целом в мире, в Украине, Киеве, или непосредственно в зале театра. И именно это чрезвычайно важно.

Было время, когда в театре доминировала «чернуха», было время и чисто развлекательное, а теперь я считаю, что вызрел интеллектуальный и аристократический театр! Сегодня залы театров заполнены, а зрители иногда с удивлением признаются, что были проблемы с покупкой билета, потому что часто еще за месяц-два все билеты проданы. Это, по моему мнению, серьезный признак того, что театр обрел достойное место среди важнейших трибун в нашем обществе.

Кстати, могу прогнозировать, что следующие выборы в Украине будут иметь абсолютно другой характер, и тех, кто будет покупаться на лозунги политиков, тех, кто будет надевать маски, — будет намного меньше! Это мы сегодня видим по глазам, которыми на нас смотрит зрительный зал, это те священные паузы, которые есть перед аплодисментами и которые словно говорят: «Мы граждане и осознаем себя голосом народа». Каждый может на это явление смотреть с какой-то своей колокольни, а что касается театрального сообщества, то мы именно эту наработку, поворот и момент в истории театра будем праздновать «Киевской пекторалью». Каждый раз что-то подытоживая, акцентируя и предрекая.

Казалось бы, такая простая вещь — аплодисменты, восторги, аншлаги, или наоборот — тишина и недоумение после окончания спектакля, но в действительности это дает очень глубокие и важные, даже судьбоносные определения для зрителей. Сегодня вообще больше людей интересуется искусством, и в частности театром, и это еще одна большая радость, которую празднуют творческие люди, в какой бы области искусства они ни работали!

БОГОМАЗОВ И ДРУГИЕ

Нынешним фаворитом (пять «Киевских пекторалей») стал коллектив Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. Прекрасные работы представил режиссер Дмитрий Богомазов (сейчас главный режиссер Национального театра им. И.Франко. — Т.П.), который поставил на левобережной сцене резонансные спектакли — психологическую драму «Жизнь впереди» по произведению французского писателя Эмиля Ажара и «12 ночь, или Что захотите» по комедии Уильяма Шекспира. Именно эти спектакли получили такие почетные награды, как «Лучший драматический спектакль», «Лучшая режиссерская работа», «Лучший камерный спектакль, «Лучшее исполнение мужской роли», «За лучшую музыкальную концепцию».

В «Жизни впереди» действие происходит в 1950-х. Главная героиня — бывшая проститутка, старая польская еврейка мадам Роза (эту роль потрясающе играет Лев Сомов — дай Боже актеру здоровья, он по причине болезни не смог лично получить «пектораль» за «Лучшее исполнение мужской роли». Интервью с актером читайте в ближайших номерах «Дня»), которая прошла гитлеровский концлагерь, содержит в эмигрантском квартале Парижа детский приют, где живут дети, рожденные проститутками. Один из воспитанников этого приюта — арабский подросток Момо (этот образ сыграла молодая актриса Оксана Жданова, номинировавшаяся как лучшая актриса), от имени которого идет откровенное повествование о величии и силе невероятной любви на пороге жизни и на грани смерти...

Драйвовый и современный Шекспир — так можно охарактеризовать «12 ночь, или Что захотите» (перевод на украинский сделал Юрий Андрухович). Этот спектакль — совместная режиссерская работа Дмитрия Богомазова и Андрея Саминина осуществлена на Камерной сцене Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, дал возможность зрителям познакомиться с теми, кто только начинает свой профессиональный путь в области актерства (исполнители — студенты IV курса класса Д.Богомазова в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. И.Карпенко-Карого), а еще это очень талантливый, харизматичный Александр Бегма, который замечательно себя показал в этой постановке в двух разных ипостасях — в роли фееричного Шута и как автор музыкальной концепции.

Надо отметить, что Дмитрий Михайлович практически каждый год чем-то удивляет любителей театра, а его постановки имеют свой особый почерк и всегда вызывают любопытство у публики, дискуссии среди критиков. Как рассказали «Дню» члены оргкомитета, подсчеты велись очень скрупулезно, так как иногда один «голос» решал, кто победил в той или иной номинации. Так, коллектив Национального театра им. И.Франко в свой активу в настоящее время добавил две «Пекторали»: «Лучшая женская роль» — Анжелика Савченко за роль Патриции Хольман в спектакле «Три товарища» и «Лучшая женская роль второго плана» — Ксения Баша-Довженко за роль Эн Дивер в спектакле «Все мои сыновья».

Постановщик Юрий Одинокий может порадоваться, что этот спектакль сейчас аншлаговый, а красавица Савченко очень убедительна на сцене, создав тонкий психологический образ.

Есть у нас молодые таланты! Это доказывает Анна Огний, которая получила «пектораль» за «Режиссерский дебют» — спектакль «Холодная мята» (Украинский малый драматический театр). Жанр постановки Огний назвала «чувственными рассказами». Кстати, перед началом работы над спектаклем Анна вместе с артистами поехала на Родину Григора Тютюнника — в село Шиловка. Там посетили музей писателя, познакомились с людьми, которые в свое время стали прототипами героев рассказов. В спектакль вошел ряд произведений Тютюнника: «Домой, домой», «Холодная мята», «Завязь», «Нюра», «Оддавали Катрю», «Козонька», «Дикий», «Смехота» и др. В постановке 8 актеров играют 25 персонажей! Со сцены звучат обращения к зрителям (перформативные элементы), а благодаря созданию единого пространства исполнителями и глубокому психологизму произведений Тютюнника перед публикой постепенно исчезает граница между сценой и зрительным залом, мнимым и реальным.

ПОБЕДИТЕЛИ «КИЕВСКОЙ ПЕКТОРАЛИ»

«За лучший драматический спектакль»

Е. Ажар«Жизнь впереди» — режиссер Дмитрий Богомазов (Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра).

«За лучший музыкальный спектакль»

Дж. Пуччини «Богема» — режиссер Виталий Пальчиков (Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества).

«За лучший камерный спектакль (спектакль малой сцены)»

У. Шекспир «12 ночь, или Что захотите» — режиссер Дмитрий Богомазов (Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра).

«За лучшую режиссерскую работу»

Дмитрий Богомазов — спектакль «Жизнь впереди» (Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра).

«За лучшее исполнение мужской роли»

Лев Сомов — за роль Мадам Розы в спектакле «Жизнь впереди» (Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра).

«За лучшее исполнение женской роли»

Анжелика Савченко — за роль Патриции Хольман в спектакле «Три товарища» (Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко).

«За лучшее исполнение мужской роли второго плана»

Антон Соловей — за роль Юрасика и Альберта, в спектакле «Папа, ты меня любил?», режиссер Станислав Жирков (Театр «Золотые Ворота»).

«За лучшее исполнение женской роли второго плана»

Екатерина Кистень за роль Женщины в спектакле «Двое бедных румын, говорящих на польском» (Новый драматический театр на Печерске)

«За лучшее пластическое решение спектакля»

Виктор Литвинов — балетмейстер-постановщик спектакля «За двумя зайцами» (Национальный академический театр оперы и балета Украины им. Т.Г.Шевченко).

«За лучшую сценографию»

Сергей Маслобойщиков — художник спектакля «За двумя зайцами» (Национальный академический театр оперы и балета Украины им. Т.Г.Шевченко).

«За лучшую музыкальную концепцию спектакля»

Александр Бегма — в спектаклях «Жизнь впереди» и «12 ночь, или Что захотите» (Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра).

«За лучший актерский дебют»

Виктория Муштей — за роль Марли в спектакле «Бойцовский клуб», режиссер Игорь Билиц (Киевский театр «Актер»).

«За лучший режиссерский дебют»

Анна Огий — режиссер спектакля «Холодная мята» (Украинский малый драматический театр).

«За лучший детский спектакль»

Номинация была снята.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ